К детям на Новый год принято приглашать Деда Мороза и Санта-Клауса, однако в истории существуют их женские аналоги.


Тетушка Ари

Во французских регионах Франш-Конте и Бургундии в рождественскую ночь появляется тетя Ари и вместе с осликом Марион раздает детям подарки. По аналогии с Пере-Ноэль, французы иногда называют ее Мер-Ноэль, что означает Родная Мать. Тетю Ари обычно описывают как добрую старуху с седыми волосами, но молодым лицом. В отличие от других волшебниц, в ее атрибуты не входит палочка, а наряды скромны и просты. На ее плечах свисает просторный плащ, а на голову надет чепец. В швейцарском фольклоре ее называют доброй феей, которая живет в горах и защищает людей. А в некоторых регионах говорят, что у нее вместо ног гусиные лапки и железные зубы (читайте также: О чем говорят детские страхи (и как помочь ребенку с ними справиться)).

Согласно швейцарским легендам, Ари живет в пещере, расположенной в кантоне Юра, и обладает сверхъестественной способностью распознавать, о чем мечтают дети. Для этого тетушка прикладывает ухо к стене пещеры и слушает ветер, который приносит ей рассказы о детских мечтах. Кроме того, некоторые легенды гласят, что Ари может стать двуногим драконом-вуивром, чтобы пугать тех, кто жаждет ее бриллиантов. Считается, что у этой женщины-двойника Пер-Ноэля есть реальный прототип - графиня Генриетта де Монбельяр. На протяжении всей своей жизни она проявляла огромную щедрость и доброту к своим подданным и детям.

Снежная баба

Первые упоминания о снеговиках можно встретить в 14-15 веках, но наши предки лепили идолов из снега задолго до этого. Теперь в снежной бабе нет ничего святого: она считается традиционным новогодним развлечением для детей и взрослых. Но почему у славян было принято лепить снежных баб? Дело в том, что в древней Руси слово "баба" обычно используется для описания акушерок, рожавших детей, колдунов и травников - всех, кто связан с потусторонним миром. В верованиях можно встретить различных волшебных «женщин»: Житна-баба (полевой дух), Зализна-баба (дух, обитающий в кукурузе), Дика-баба (демоническое существо, соблазняющее мужчин), Белая баба (русалки, водяная трава) и бабушка. Мара (кикимора).

25 декабря славяне обычно отмечали день Спиридонова солнцестояния. В 16-17 веках на этот день приходилось зимнее солнцестояние и было принято лепить снеговиков, петь песни и наслаждаться солнцем. Они слепили женщину из снега, танцевали вокруг нее, пели песни, а затем бросали в нее снежки. Снежной женщине было принято дарить метлу, которая считалась связующим звеном между мирами живых и мертвых. Веник в доме – оберег, которым очищают помещение от нечисти. На Руси после пожара было принято ходить по дому с метлой, чтобы уберечь жилище от новых пожаров, метлой подметали больного ребенка, чтобы он поскорее выздоровел. Поэтому Снежная баба защищала людей метлой от нечистой силы, чтобы они могли спокойно встретить Новый год (читайте также: Как встречали Новый год в СССР: 5 самых уютных советских традиций).

Сумка Furla

Покупка

Госпожа Метелица, или Фрау Холле

Фрау Холле – известный женский персонаж, берущий свое начало в немецком фольклоре и описанный в сказке братьев Гримм «Хозяйка Метель». По сюжету девушка терпит различные оскорбления со стороны овдовевшей мачехи, которая заставляет ее прыгнуть в колодец, чтобы найти случайно потерянное веретено. Девушка выполняет заказ и попадает в подземный мир облаков. По пути она проходит различные испытания на трудолюбие и доброту, и в конце концов дорога приводит ее к госпоже Метелице – страшной старухе с длинными зубами, но добрым сердцем. Девушке приходится каждый день вытряхивать перину фрау Холле, и именно поэтому во всем мире идет снег.

Сказка братьев Гримм основана на фольклорной идее о том, что в сочельник госпожа Вьюга выходит на поверхность земли и оценивает, как дети вели себя в течение года. В Германии полагают, что фрау Холле жила в горах Хохер-Мейснер между Касселем и Эшвеге, Герцельберге возле Айзенаха, на высотах Герцельберга и Холлериха.

Фрау Берхта

Согласно австрийским и чешским легендам, фрау Берхта имела отталкивающую внешность, а также имела лебединую ногу. Берхта был мифологическим персонажем, символизировавшим зимнее солнцестояние.

Обратите внимание: Чтобы дети поверили в Деда Мороза.

Изначально ее считали доброй богиней, но затем высшие силы наделили героиню злым характером и устрашающими чертами. Детям, которые вели себя хорошо, фрау дает в ведре серебряные монеты, а плохих строго наказывает, вспарывая им животы и набивая их соломой. Особенно ей нравилось, если девушки в течение года пряли все полотно или шерсть. По некоторым легендам, Берхта не только пугает детей, но и забирает души мертворожденных младенцев, чтобы в рождественскую ночь отнести их на небеса.

Прообразом Берхты иногда называют королеву Швабии Берту, королеву Нижней Бургундии и Арлелата, жившую в 11 веке. Но некоторые искусствоведы уверены, что Берхта изначально была языческой богиней, о которой помнили во времена Реформации. Католики решили отказаться от святителя Николая как рождественского персонажа и нашли ему замену в Берхте.

Снежная Королева

«Сказка о Снежной королеве» вышла в свет зимой 1844 года. История о женщине с ледяным сердцем пользовалась невероятной популярностью в книжных магазинах, и родители читали произведение своим детям перед сном. Однако в основе сюжета лежит не радостный мотив, вытекающий из личного опыта автора. Историки полагают, что сказочник никогда в жизни не испытывал плотской любви: серьезных отношений с Х. К. Андерсеном не было, а иногда он даже появлялся в "квартале красных фонарей", где общался с женщинами легкого поведения.

Однажды писатель действительно влюбился, но этот опыт оказался печальным. Молодая оперная певица Дженни Линд, известная по всей Европе своими сольными выступлениями на сопрано, была на 14 лет моложе Андерсена, но все равно обращалась к нему «брат» или «ребенок». Дженни приняла подарки и предложение от Андерсена, но ее сердце принадлежало другому человеку. Поэтому автору пришлось довольствоваться отношениями «брата и сестры». Андерсен был скромным человеком, но однажды решил послать Жене любовное письмо. Письмо автора осталось без ответа, а женщина, приговорившая Андерсена к страданиям, стала прообразом холодной Снежной королевы. А сам автор почувствовал себя Каем, оказавшимся в ледяном царстве – городе Копенгагене, где и произошло роковое знакомство.

Кристкиндель

Легенды Германии и французского Эльзаса гласят, что Крискиндель — это девушка в белом с короной из света. Ее задача такая же, как и у Деда Мороза – раздавать подарки детям в новогоднюю ночь (читайте также: Не обманывайте свой мозг: 5 способов развлечь детей в новогоднюю ночь (если у вас совсем нет сил)).

Есть две версии происхождения персонажа. Согласно первой, Крискиндель был изобретен Мартином Лютером во времена Реформации. Ее считали протестантской альтернативой Святому Николаю, который, по мнению католиков, дарил подарки школьникам. По другой версии, образ Крискиндель был взят из кельтской мифологии, где она считалась божеством плодородия. Добрая девочка раздает подарки не одна, а в компании страшного Ганса Траппа, который наказывает непослушных детей.

Ла Бефана

В Италии женским аналогом Деда Мороза считается добрая ведьма Ла Бефана, которая ежегодно награждает детей подарками. Обычно она навещает детей не в сочельник, а 6 января, перед Крещением. Ведьму обычно описывают как пожилую женщину, летающую на метле. Ла Бефана носит на спине мешок со сладостями, поэтому традиционно дети вешают носок у входной двери, чтобы волшебница могла положить туда угощение. Если ребенок ведет себя хорошо, ведьма оставляет ему сладости, а если он плохо себя ведет, уголь или лакрицу.

По преданию, в сочельник волхвы попросили Ла Бефану указать дорогу в Вифлеем, чтобы принести дары Младенцу Христу. Кьерринга отказалась помочь, но потом передумала, испекла сладостей и сама отправилась на поиски. Считается, что добрая ведьма до сих пор летает по миру, оставляя подарки всем малышам на случай, если кто-то из них окажется особенным (читайте также: Самые трогательные королевские рождественские открытки прошлых лет).

Фото: Getty Images, архив пресс-службы

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: К детям на Новый год принято приглашать Деда Мороза и Санта-Клауса, однако в истории существуют их женские аналоги..