Всегда ли стоит проявлять недовольство в его крайней форме и может ли чувство гнева быть полезным для здоровья.


Гнев – это эмоция, которая любит эффектные проявления. Еще секунду назад мы готовы были заплакать от отчаяния или просто позеленеть от зависти, но уже из глаз летят искры, руки тянутся к чему-то тяжелому, а язык не собирается оставаться за зубами. Насколько следует остерегаться чувства гнева и нужно ли каждый раз подавлять его в себе, - говорит Вадим Петровский ─ психолог-консультант, профессор, доктор психологических наук.

Гнев — это здоровая эмоция?

Это как аппетит. Есть «здоровые» и «не совсем». Если вы чувствуете, что само чувство гнева приносит вам радость, если внутренний голос шепчет вам: «Ты не допустишь, чтобы так было!» — и такое часто бывает, то есть имеет смысл задуматься: так ли праведный мой «праведный гнев»? Есть два типа гнева. Об одном говорят - "настоящий", о другом - "рэкетир". Первый тип – это естественное стремление устранить препятствие на пути к цели. Второе — показать всему миру (и самому себе), насколько вы круты, подтолкнув близких и сняв высокую оценку своей «крутости», силы и превосходства. Рэкетный гнев, как правило, возбуждает злого. Я бы не назвал это «чувством здоровья».


Аромадиффузор Sonno Tobacco + Vanilla

Покупка

Всегда ли нужно открыто выражать свой гнев?

Есть японская поговорка: «Прежде чем ударить по голове, посмотрите, чья это голова!» А трагикомический персонаж русской классической литературы говорил (не без оснований): «Если бы только что-нибудь не случилось!» Однако вопрос для меня как психолога, а не, например, филолога, очень актуален. Некоторые из моих коллег призывают людей быть искренними (надежными, искренними в своих высказываниях) всегда и везде. Не торопись! Вы не можете быть уверены, что ваша «подлинность» встретит цивилизованное отношение со стороны другой стороны — ответственный психопат, например, не оценит вашу искренность и открытость.

Почему некоторым так трудно повышать голос и вообще злиться?

Тут, как говорится, «уши торчат» — это из детства. Некоторые дети до сих пор слушают голоса своего детства — то, как кричал на него отец и ругала мать. Так что не только «уши», но и открывание рта, и опухшие ноздри, и изношенные от образования руки. «Ты все еще смеешь грубить?! Получи свое, умница!» На всю оставшуюся жизнь некоторые люди сохраняют уроки семейной социализации, воплощенные в способности к цивилизованной сдержанности.


Людям с каким типом личности это наиболее свойственно?

Хочется сказать прямо: «Конечно, для меланхоликов», но нет, я устою! Ведь есть не только слезы беспомощности, но и слезы на лице, не только уход в отчаяние, но и уколы отмены. А есть флегматики. Кажется, у них нет никакого гнева. Самодовольство.

Обратите внимание: Меня преследует чувство тревоги.

Не хочу вас шокировать этой аналогией, но она многое объясняет.

Знаете, почему медведь страшен? Отсутствие выражения лица. Как мило! Когда он рассердится, этого никто не заметит, а после… «В цирке самым опасным животным считается медведь, а не лев или тигр. Если тигр чем-то недоволен, он бьет себя хвостом, ухмыляется, рычит, и медведь нападает без предупреждения. То есть внутри него могут бушевать эмоции, но внешне это никак не выражается». Так говорит Виктор Кудрявцев, народный артист России, тренер. Настоящий ответ на различия между людьми типа «накопитель ярости» лежит в основе семейного анамнеза: в одних семьях реакция гнева поддерживается (формируется устойчивый комплекс «благородного негодования»), в других – подавляется или заменена другой реакцией (например, «непротивление злу насилием»).

Опасно ли подавлять гнев?

В одном из экспериментов мои коллеги профессор и доцент затеяли разборки друг с другом на глазах у студента, которого якобы пригласили принять участие в психологическом тесте. Его ждало испытание, но не то, о котором он думал. Когда он видел конфликт между своим профессором и доцентом, он мог вмешаться, сыграть роль миротворца или просто быть свидетелем происходящего. Регистрировали физиологические реакции. Оказалось, что в случае невмешательства показатели давления зашкаливают.


Если от ярости хочется бить посуду — надо бить?

В некоторых случаях это лучшее, что можно придумать. Если, конечно, в этот момент вы умеете изобретать.

Но есть ведь люди, которые, наоборот, орут по любому поводу?

Представьте себе ребенка трех-пяти лет, у которого отбирают любимые вещи. Вряд ли вы услышите от нее: «Папа, я буду тебе чрезвычайно обязана, если ты немедленно вернешься ко мне...» (и – указательный жест в сторону желанного сердцем предмета). Вместо этого – рев, крик, царапание, швыряние предметов в разные стороны. Сострадательные родители пугаются и утешают ребенка. Реакция участников беспорядков зафиксирована. Идут годы... Строгий муж отказывается подарить любовнице сердца примус. И вот странная вещь! Она кричит, как в детстве, но это больше не «работает». Какая несправедливость!

Фото: Гетти Изображения

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Всегда ли стоит проявлять недовольство в его крайней форме и может ли чувство гнева быть полезным для здоровья..