В детстве многие девочки мечтают стать моделью. Если сегодняшнее молодое поколение выросло на просмотре «Топ-модели по-американски» и развивало свою индивидуальность в эстетике ранней Беллы Хадид, то в советское время примером для подражания является Регина Збарс Кая. Королева коммунистических дефиле и ярчайшая звезда модного дома была музой дизайнеров с мировым именем (читайте также: Красная Королева: судьба самой ослепительной советской манекенщицы).
Прожекторы, элитные платья, толпы поклонников, регулярные поездки в капиталистические страны, появление на обложках крупнейших модных журналов – словом, в ее жизни есть все, что люди привыкли считать счастливыми. Если бы они только знали, сколько боли скрывается за яркой улыбкой: борьба с ревнивцами, неудавшиеся любовные связи, постоянные оправдания, стыд и душевные проблемы. Рассказываем историю «самого красивого оружия Кремля»: почему Регина Збарская решила покончить с собой.
Маленькая девочка мечтала о большом кино
Будущая звезда подиума родилась в 1935 году в небольшом провинциальном городе Вологде в семье врача Дарьи и офицера Николая Колесникова. Понятно, что когда девочка родилась, ее отец хотел дать ей имя, которое было бы легко запомнить и обеспечить ей счастливую жизнь. Мы выбрали Регину и, похоже, были правы – у этого малыша большое будущее. Если верить российскому сериалу «Красная королева», то можно подумать, что Збарская выросла в нищете и лишениях, но это не так. Несмотря на простоту, жизнь семьи Колесниковых была не хуже, чем у других граждан Советского Союза: в послевоенный период роскошью могли похвастаться лишь немногие.
Родители Регины развелись, когда она училась в школе. Мать его еще жила в Вологде, но Николая перевели на должность в Москву, и вскоре он нашел квартиру в хорошем доме неподалеку от МГУ. Отец всегда желал дочери добра, поэтому увез дочь из провинции в столицу. Их жизнь складывалась хорошо: Николай построил успешную карьеру в одном из ведомств, получил хорошую зарплату и женился во второй раз. Отношения между Региной и ее мачехой очень теплые: мачеха окружает падчерицу заботой и любовью, а девочка с радостью отвечает на это взаимностью.
Несмотря на то, что квартира Колесниковых находилась совсем рядом с главным вузом страны, Регину совершенно не интересовало поступление в МГУ и будущее на научной сфере. Хотя из достоверных источников известно, что школьный аттестат Збарской очень ценен. В 17 лет девушка мечтала о кино, и стоит сказать, что поступила во ВГИК, однако поступать на актерский факультет она побоялась, поскольку там были творческие конкурсы, поэтому выбрала стабильность и пошла изучать экономику.
Однако Регина не забывала свою мечту об актерстве, поэтому во время учебы активно участвовала в кастингах, вращалась в богемных кругах, посещая не лекции, а вечеринки, где всегда становилась фотографом, центром внимания модельеров и художников директор. Ее усилия оправдались: на последнем курсе Колесникова получила приглашение в качестве приглашенной звезды в музыкальную комедию «Матрос с кометы». Идея фильма возникла из событий Дня молодежи и студентов 1957 года и была предложена знаменитым режиссером Исидором Анненским, известным своими экранизациями произведений Чехова. Роль итальянской певицы Сильваны остается первым и единственным достижением Регины в кино.
Судя по всему, судьба приготовила Збарской кого-то другого. Однажды вечером на сборище творческой элиты Москвы Регина познакомилась с Верой Араловой, художественным модельером Всесоюзного Дома моделей. Отличные внешние данные Колесниковой – это то, что смогут оценить настоящие профессионалы своего дела. Более того, эта девушка легко может поддержать разговор на любую тему и очень хорошо осведомлена. Аралова предлагает Регине работу на знаменитом Кузнецком мосту. Поскольку будущая манекенщица четко осознала, что будущего в киноиндустрии у нее нет, она смело вошла в мир модельного бизнеса и прославилась там.
Проходя по подиуму славы
Благодаря спонсорской поддержке Араловой карьера Регины быстро пошла в гору. Легенда советской моды, придумавший знаменитые высокие сапоги на молнии, попал в самую точку, когда увидел в Колесниковой «европейские» черты, которых не хватало советским моделям для выхода на мировой уровень. Эти две женщины представляли собой идеальный творческий дуэт: прогрессивные, но чувствительные к модным тенденциям и знающие стиль лучше, чем кто-либо другой. Вера Аралова, ведущий художник и модельер мастерской легкой одежды, показала свои коллекции в Париже задолго до Зайцева.
Разумеется, главная роль в этих шоу была отведена Регине. Помимо потрясающей природной красоты, очарование модели заключается в ее харизме и умении умело подчеркивать свои достоинства и умело скрывать недостатки. Не все модели появляются на фотографиях в модных журналах; большинство моделей на протяжении всей своей карьеры работают исключительно на показах мод. Но Колесникова не из их числа: эта девушка очень фотогенична, умеет принимать правильные позы и известна своей оригинальностью и пластичностью. Она часто оговаривает условия, оформляет съемки и дает предложения фотографам.
Вскоре Збарская прошла путь от рядовой «работницы» дома мод до эталона для всех советских женщин: ей подражали, ей завидовали, а ее красоте поклонялись советские мужчины (см также: Икона советского стиля :6 Модница, которой восхищаются все советские женщины). Достаточно вспомнить ее знаменитую прическу – высокий пучок и боб – после этих фотографий сотни девушек со всей страны пришли в парикмахерскую с четким запросом: «Мне нравится Збарс Кая».
Но, как известно, обычно всегда есть ложка дегтя. Помимо поклонников, к Регине приходили и завистники. Ситуация особенно осложняется довольно суровым характером модели: те, кому довелось поработать с Колесниковой, признаются, что она может говорить и делать то, что считает нужным, даже если это совершенно не соответствует планам команды. Два наиболее ярких случая подтверждают эту точку зрения.
Первую рассказала в интервью Ая Семынина, сотрудница журнала «Дом моделей» Fashion Magazine. Иностранный фотограф настолько невзлюбил Збарскую, что пошел по ее стопам и сфотографировал ее только с одного ракурса – снизу. Многие коллеги уже давно в частном порядке отметили, что ноги Регины «согнуты» для модели. Вот что хотел показать этот мститель, и опубликовал видео в западной газете с броским заголовком: «Вот ноги самой знаменитой советской модели. Однако в данном случае манекенщица проявила ум и интеллект!» на откровенную провокацию не отреагировал и вряд ли стал причиной скандала.
Если вышеизложенное подтвердит количество злостных критиков, то последующие события поставят Регину в невыгодное положение. По их словам, она была известна тем, что легкомысленно выбрасывала колкости, которых большинство ее собеседников не заслуживали. Итак, однажды художник модного журнала беседовал с моделью. Збарская без причины посмотрела на мужчину холодными и высокомерными глазами и спросила:
——Вы читали какие-нибудь книги автора N?
Молодой человек был поражен этим внезапным вопросом и смущенно ответил:
- Нет.
«Ну, тогда нам не о чем говорить», — заключила Регина.
Позже выяснилось, что модель придумал автор N лишь для того, чтобы унизить нежеланного собеседника и исключить его существование.
«Самое красивое оружие Кремля»
Но вскоре красавице пришлось предъявить более серьезные обвинения. Карьера Регины была связана с частыми поездками за границу, что, несомненно, породило в советское время слухи о сотрудничестве модели с КГБ. Хотя в Европе более популярна коллега и главная соперница Збарской Мила Романовская - светлоглазая блондинка рассматривается иностранцами как воплощение настоящей русской красоты, - Рэй Джина считалась проправительственным "разоблачителем.
Стоит отметить, что эти слухи появились не на пустом месте. Действительно, в жизни Колесниковой было много странного. Более того, сама манекенщица, похоже, вызвала интерес к этой теме. Прежде всего, стоит отметить, что Регина свободно говорит на английском и французском языках, что как минимум странно для девушки из Вологды. Второй фактор – дорогая одежда.
Хотя советская модель пользовалась мировым признанием, за их работу платили мало.
Обратите внимание: Почему парни говорят о сексе.
Но это не мешало Збарской всегда гоняться за последней модой. Она меняла наряды, например перчатки, и почти каждый день появлялась в новом платье, юбке или куртке. Никто не знает, где она взяла эти вещи и деньги. Однако достоверно известно то, что женщина не решилась появиться одна на улице: скорее всего, это произошло не из-за излишней секретности, а из соображений безопасности.В поведении Регины определенно есть что-то странное: хотя дверь ее дома всегда открыта для друзей, многие из которых даже знали ее отца, о прошлом она почти не говорит. В какой-то момент она даже сказала, что ее родители были артистами цирка и погибли во время выполнения опасных трюков. Сейчас трудно сказать, что из вышеперечисленного верно, но несомненно то, что модель имела успех за пределами Советского Союза. Среди ее поклонников был сам Фидель Кастро, Федерико Феллини восхищался ее красотой, а Пьер Карден дарил ей лучшую одежду (см также: Король футуризма: Модные изобретения Пьера Кардена Дана). «Советская Софи Лорен» быстро покорила столицу моды Париж, о ней написали самые авторитетные модные журналы.
Успешная модель — несчастная женщина
Регина была известна публике как Збарская — имя, принадлежавшее ее мужу, художнику Феликсу-Льву Збарскому, советскому богемцу, представителю Азии и потомку семьи биохимиков, бальзамировавших тело Ленина. Их знакомство, возможно, и не состоялось вовсе, но у судьбы были другие планы. Модный дом провел показ для «своих»: Регина не любила подобные мероприятия, поэтому старалась не присутствовать. В тот вечер Мила Романовская должна была показать одежду, но ей срочно нужно было пойти в другое место, и организаторы пригласили Колесникову. Неожиданно на этот раз девушка легко согласилась.
Льва приглашает редактор модного журнала: как художник он должен иллюстрировать новые модели. Когда мужчина увидел Регину на подиуме, он был удивлен ее красотой и уравновешенностью: модель вела себя как настоящая королева. Весь следующий месяц они почти каждый день питались в ресторанах, и мужчина приносил ей цветы и подарки. В начале 1960-х пара поженилась, модель взяла фамилию мужа, и пара поселилась в его новой квартире в «Аэропорт Метрополис».
Но, видимо, тихое домашнее счастье не для них. Богемные привычки играют важную роль: какая жизнь возможна в союзе творческих и популярных личностей. Однако это не настоящая причина будущего развода. В 1967 году стало известно, что Збарская беременна. Она собирается поехать в Канаду для участия в торговых и промышленных выставках. Решение Льва было простым: он сказал женщине, что не хочет ребенка, и отправил ее на аборт.
Трудно сказать, насколько это происшествие потрясло душу Збарской. Некоторые говорят, что Регина настолько любила себя и свою жизнь, что материнство изначально не входило в ее планы. Другие полагают, что если бы Лев нашел другие слова, модель смогла бы смириться со своим временным «уходом» из мира моды. Но, как говорится, случилось. Збарский, похоже, не печалился об ухудшении отношений с красавицей: артист завязал новые отношения с Марианной Вертинской и оставил ее с Людмилой Максаковой, которая родила ему сына.
Регина восприняла это известие как удар в спину: на модель настолько повлияла измена, что она приняла успокоительные препараты и у нее возникли серьезные проблемы с психикой. Ходят слухи, что тогда врачи диагностировали у нее шизофрению. Вскоре после этого она впервые попыталась покончить жизнь самоубийством, но Збарскую удалось спасти и отправить на лечение.
После этих печальных событий личная жизнь красавицы пошла под откос. О ее новых отношениях ничего не было известно; большинство знавших ее людей все еще считали, что Регина всегда была одна. Но один из ее неудачных романов остается бессмертным в истории. В конце 1970-х Збарской было уже 42 года, и, несмотря на прибавку в весе после лечения в психиатрической клинике, она продолжала работать моделью. Именно в этот период женщина познакомилась с югославским журналистом, однако отношения вскоре закончились. Однако она никогда не предполагала, что это происшествие превратит ее жизнь в ад. Непонятно, что именно побудило мужчину, но в начале 1980-х годов он издал в Германии книгу с провокационным названием «Сто лет с Региной Збарской» «Одна ночь», в которой подробно описывается сексуальная ориентация манекенщицы и признается в этом во время задушевных разговоров в течение вечера она работала в КГБ и питала ненависть к советскому режиму.
Естественно, это разрушило репутацию и карьеру Збарской. Но самое печальное, что это положило конец и ее и без того разбитой душе. После второй попытки самоубийства ее снова начали лечить в клинике, подвергая пыткам, допросам и угрозам. Неизвестно, что было бы с моделью, если бы модельер Вячеслав Зайцев не взял ее в свой дом моды в 1982 году. Вячеслав Зайцев был ее давним другом и истинным поклонником ее красоты и элегантности (см также: «Красный Диор»: самые роскошные модные творения Вячеслава Зайцева навсегда войдут в историю). Несмотря на то, что Регине на тот момент было 47 лет, она все равно выглядела эффектнее младших моделей, несмотря на некоторые изменения во внешности.
Трагедия модели: акт третий, финальный
Трудно сказать, как долго Регина Збарская сможет терпеть такую несчастную жизнь. Казалось, что все в мире было против нее. До недавнего времени она грелась в лучах славы, завоевывала похвалы лучших мужчин Европы и считалась образцом для подражания для всех советских женщин. Сейчас ее состояние беспокоит только Вячеслава Зайцева, которое настолько плохое, что порой модели даже не с чем выйти на улицу. Ей приходилось носить свои вещи и соглашаться на любую работу – чего, что неудивительно, ее и без того неокрепший разум просто не выдерживал.
Третья попытка самоубийства оказалась последней. Споры о том, как и где умерла модель, продолжаются. Одна теория состоит в том, что она умерла в психиатрической больнице; другая — в том, что она умерла дома с телефонной трубкой в руке. Еще менее ясно, было ли это ее собственным желанием или ее просто вынудили пойти на этот шаг.
Прощание Красной Королевы с миром было слишком тихим для размера ее личности. Неясно, где именно находится могила модели. Российский сериал рассказывает о судьбе Регины Збарской, однако критики считают, что фильм пронизан фактическими ошибками и совершенно не достоин судить о судьбе манекенщицы. Красота и успех почти всегда имеют свою цену. Таким образом, «Красная Королева» стала шахматной фигурой в руках серьезных игроков.
Фото: архивы службы новостей, кадры из фильмов и сериалов
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Говорят, что природная красота — не столько дар, сколько тяжелое бремя..