«Анкор, еще анкор!»: Любовь, страсть и правда жизни в послевоенном гарнизоне

1992 год стал рубежным: завершилась эпоха советского кинематографа и началась история нового российского кино. Несмотря на сложное время, съемки не прекращались — было создано восемь замечательных фильмов и один сериал. О каждом из них мы поговорим отдельно, а сейчас предлагаю сосредоточиться на одной из самых неоднозначных картин того периода — «Анкор, еще анкор!» режиссера Петра Тодоровского.

Триумф и скандал: как встретили фильм

Картина Петра Тодоровского была высоко оценена профессиональным сообществом: она получила главный приз «Ника» как лучший игровой фильм 1992 года, была отмечена наградой за лучший сценарий на Всемирном фестивале в Токио (1993), завоевала главный приз «Кинотавра» в Сочи и приз фестиваля «Созвездие-93». Однако реакция критиков и зрителей оказалась крайне противоречивой. Многие обвиняли режиссера в искажении действительности и намеренном очернении жизни людей, недавно победивших в войне. Фильм называли пошлым и безвкусным, а его премьеру даже пытались запретить.

Интересно, что незадолго до запланированного показа 23 февраля на Российском телевидении, глава Комитета ветеранов войны потребовал отменить премьеру. Гендиректор телеканала Анатолий Лысенко отказался, но по требованию министра обороны Павла Грачева показ все же перенесли на сутки позже.

Правда или вымысел? Мнение тех, кто знал

Отзывы военных разделились. После премьеры в кинотеатре «Россия» к Тодоровскому подошел полковник и со слезами на глазах поблагодарил его за правду: «Я 35 лет по военным городкам мотаюсь. Все, что у тебя в фильме, то и в жизни, один к одному...». Однако на одной из телепередач офицер из зала возмущенно спросил: «Где вы видели такой военный городок? Это все неправда!». Режиссер ответил ему: «Я прожил в этих городках после войны. Я рассказал лишь малую часть той замкнутой жизни в тайге... Я служил в трех таких гарнизонах: в Песочном и двух под Брянском. Мои герои мне близки — я жил с ними, пьянствовал, маршировал ночью на плацу в угаре... Я ничего не придумал». Тодоровский также добавил, что понимает реакцию военных: «70 лет о нашей армии нельзя было сказать плохого слова — вся правда тщательно скрывалась».

О чем же этот фильм?

На «Кинопоиске» в описании картины указано, что это фильм о любви. Так ли это? Ответ каждый зритель найдет для себя сам. Посмотреть его определенно стоит — и из-за режиссера, который вложил в ленту свои личные воспоминания и переживания (он сам прошел войну), и из-за блестящего актерского состава: Валентин Гафт, Андрей Миронов, Елена Яковлева, Ирина Розанова, Сергей Никоненко, Владимир Ильин и другие.

Кадр из фильма «Анкор, еще анкор!»

Сам Петр Тодоровский настаивал, что снимал именно историю о любви: «Я снимал фильм о любви. О лейтенанте, который влюбился в молодую, красивую жену полковника. Полковник живет между молотом и наковальней; у него две жены — старая, с довоенных лет, и молодая, которую он встретил на фронте и в которую влюбился без памяти. И угрызения совести, и мучительные сомнения, и косые взгляды окружающих. Разрубить этот узел может только выстрел в висок».

Валентин Гафт в фильме «Анкор, еще анкор!»

Сюжет: любовный треугольник в заснеженном гарнизоне

Действие происходит в маленьком заснеженном гарнизоне после окончания Великой Отечественной войны — в таких же условиях служил в послевоенные годы и сам Тодоровский. Командир полка полковник Виноградов живет с офицером медицинской службы Любой Антиповой, не разведясь со своей законной женой Тамарой. Люба, в свою очередь, влюбляется в молодого лейтенанта Володю Полетаева и тайно встречается с ним на квартире капитана Крюкова, договорившись с его женой Аней. Вскоре о романе узнает полковник... Эта запутанная история напоминает классический водевиль, но с очень серьезным, драматическим подтекстом.

Интересные факты о создании

Петр Тодоровский выступил в этом проекте не только как режиссер и автор сценария, но и как композитор — он лично написал музыку к фильму. Не менее интересна история названия картины. Идею режиссеру подсказала картина Павла Федотова «Анкор, еще анкор!»: глядя на изображение офицера, который от скуки дрессирует собаку, лежа на кровати, Тодоровский сразу представил монотонную, однообразную жизнь в военном городке, где каждый день был точной копией предыдущего.

Лично мне фильм очень понравился! Я всегда выступаю за правду, какой бы неприглядной она ни была. В советское время мы привыкли к идеализированным образам: жена никогда не изменяет, офицер никогда не пьет. Но в реальности офицеры — такие же люди, со своими слабостями и страстями. Им, как и всем, не чуждо ничто человеческое.

Приятного просмотра! Если будет желание, поделитесь потом в комментариях своими впечатлениями — мне очень интересно узнать ваше мнение об этом неоднозначном, но честном фильме.