Анн Демельмейстер: о бриллиантах как звёздах, красоте старости и силе искренности в моде

В беседе с Dazed Digital легендарный бельгийский дизайнер Анн Демельмейстер раскрывает источники своего вдохновения — от философии Германа Гессе до внутренней силы пожилых людей. Она также рассказывает о своём эмоциональном подходе к созданию ювелирных украшений и о том, почему кризис — время для действий, а не страха.

Бриллианты как личные звёзды

Анн Демельмейстер, чей образ часто называют андрогинным и «тёмным», с особым светом в глазах говорит о своей первой коллекции украшений. Несмотря на то что Антверпен — мировая столица бриллиантов, дизайнер долго не решалась работать в этой области, желая найти свой, нетривиальный путь. Она отбросила традиционные представления и увидела в драгоценном камне не символ роскоши, а нечто более поэтичное и естественное: «Бриллиант — это прекрасный камень; ребёнок мог бы смотреть на него как на звезду, пытаться прикоснуться к этой звезде, удержать её и носить с собой». Для Демельмейстер ношение украшений — глубоко личный, почти интимный акт.

Цвет, пришедший из литературы

В своей коллекции весна-лето 2009 года дизайнер, известная своей монохромной палитрой, неожиданно использовала яркие оранжевые, жёлтые и шафрановые оттенки. Этот поворот был не капризом моды, а следствием глубокого погружения в литературу. Импульс к использованию цвета пришёл из книги Германа Гессе «Сиддхартха». Демельмейстер стремилась не просто раскрасить одежду, а создать «облака цвета», где форма и оттенок сливались в абстрактную и эмоциональную композицию, продолжая её романтическую и духовную эстетику.

Красота мудрой старости на подиуме

Одним из самых смелых и трогачных её решений стал показ мужской коллекции с участием пожилых моделей, самому старшему из которых было 87 лет. Эта идея также родилась под влиянием эссе и стихов Германа Гессе о достоинстве старения. «Он обладал такой хрупкой красотой, был таким старым и трогательным, но в нём был виден могучий дух», — говорит дизайнер о писателе. Она хотела нарушить монополию молодости на подиуме, противопоставив «хрупкость юности» «сияющей» мудрости старости, одетой в белое. Демельмейстер была поражена гордостью и изяществом, которые открылись в её моделях, отметив, что они гордились этим моментом даже больше, чем молодые.

Эмоции вместо традиций в ювелирном деле

Создание украшений для Демельмейстер — сугубо эмоциональный процесс. Первым изделием стало её фирменное перо на серебряной цепочке. Для неё было критически важно, чтобы украшения хотелось носить ей самой, чтобы они были долговечными ценностями, которые владелец мог адаптировать под себя, делая их уникальными. Этот подход отражает её общее видение моды как глубоко личного диалога между вещью и тем, кто её носит.

Кризис как время для действий

Начиная свой бизнес в период экономического спада и сталкиваясь с новыми вызовами, Демельмейстер сохраняет стоицизм. «Кризис — это время действовать, а не паниковать и бездельничать. Именно кризис является испытанием силы воли», — убеждена она. Она верит, что в сложные времена креативность может расцвести, и продолжает создавать практичные, красивые вещи, которые дарят ощущение счастья и новизны, что подтверждается растущими продажами её бренда.

Единство мужского и женского

Более десяти лет Демельмейстер представляет мужские и женские коллекции в едином показе, будучи одной из пионеров этого подхода. Для неё разница заключается лишь в крое, а не в философии. «Женщины в окружении мужчин выглядят ещё прекрасней. Мужчины и женщины взаимодополняют друг друга», — считает дизайнер. Каждую вещь она проверяет на живых людях — муже, сыне, подругах, — потому что одежда для неё как «вторая кожа», и важно понять ощущения того, кто её наденет.

Место в моде: протест и искренность

Размышляя о своём более чем двадцатилетнем пути, Демельмейстер отмечает, что самым ценным для неё было начало карьеры, когда она выражала протест и следовала внутреннему голосу, игнорируя сиюминутные тренды. Именно за эту искренность и душу, вложенную в каждую вещь, её уважают в индустрии. Лучшим комплиментом она считает слова людей о том, что, надев её одежду, они «поняли что-то новое» о себе. Не строя грандиозных планов, Анн Демельмейстер стремится просто жить полной жизнью и заниматься тем, что по-настоящему интересно, продолжая удивлять мир своей уникальной, одухотворённой эстетикой.