Однажды я наткнулась в социальных сетях на пост популярного психолога, который утверждал, что Анна Каренина не любила. Первой моей реакцией было возмущение и мысль о поверхностности такого суждения. Однако затем я вспомнила, что и сама когда-то считала Анну просто «дурой-бабой». Моё понимание изменилось лишь спустя годы, после десятков просмотренных экранизаций и пережитых собственных чувств. Теперь я вижу в ней женщину, которая любила. Любила страстно, всем своим существом, не «тлела, как трухлявая ветка», а вспыхнула ярким пламенем, которое в итоге поглотило её. Это любовь до предела, до невозможности существования иначе. Популярный блогер интерпретировала её поступок как месть: «Ах, ты ко мне охладел, значит я кинусь под поезд, чтобы ты до конца жизни мучился». Но что, если наше восприятие мира просто не совпадает с её вселенной?
Всё, что легко укладывается в рамки нашего мировоззрения, может не находить места в чужой системе ценностей. И дело не в том, что эта система «неправильная», а в том, что она имеет иную форму. Нам, людям, невероятно сложно не осуждать, а попытаться понять другую, чужую человеческую вселенную.
Роман Толстого произвёл на меня колоссальное впечатление. После прочтения я погрузилась в мир экранизаций, пытаясь разгадать характер и мотивы Анны. Ниже — мой небольшой экскурс в мир кино- и театральных воплощений этой героини.
Анна Каренина в мюзикле театра Оперетты. Екатерина Гусева.
Мне посчастливилось увидеть на сцене Екатерину Гусеву (также в роли блистала Валерия Ланская). Её Анна — сочная, мягкая, пылкая. Если бы актриса ещё и обладала легкой косинкой, это был бы идеальный портрет. Другой Анны после этого образа я бы не приняла.
Обратите внимание: Сказка для взрослых!.
Именно эта театральная постановка помогла мне понять всю глубину трагедии осуждаемой обществом женщины. Декорации, музыкальное оформление — всё сложилось в единую картину, которая с предельной ясностью показала, какое множество факторов сделало жизнь Анны невыносимой.«Анна Каренина», 1967 год. Татьяна Самойлова и Василий Лановой
Вронский в исполнении Василия Ланового — это восхитительно, настоящий эталон. Долгое время я не могла оценить красоту Татьяны Самойловой. «Она же косая», — думала я. Пока не осознала, что у Льва Толстого практически все героини обладают легкой косинкой. Похоже, это был своеобразный фетиш писателя. И тогда всё встало на свои места. Состав актёров в этой экранизации можно по праву назвать гениальным.
Анна Каренина в исполнении Киры Найтли. 2012 год.
Казалось бы, как эта, на первый взгляд, сдержанная и «суховатая» актриса может воплотить образ пышущей чувствами русской аристократки? Но у неё получилось. Именно Кира Найтли ярче всех передала тот внутренний надлом и душевные терзания героини. Режиссура фильма Джо Райта стирает грань между кинематографом и театром, что, на мой взгляд, является огромным достоинством этой работы.
Анна Каренина в исполнении Греты Гарбо, 1927 год
Честно? Я выключила этот фильм. В тот момент, когда на экране появились декорации, изображавшие чуть ли не укрощение медведей голыми руками в санях с русскими печами. Ох уж эти голливудские представления о России! Хоть бы немного прониклись духом эпохи, прежде чем создавать такую фантастику. Скуластая Грета Гарбо, конечно, икона стиля, но она куда органичнее смотрится в ролях роковых шпионок или актрис.
Во многом то же самое можно сказать и о Вивьен Ли в экранизации 1948 года. Атмосфера там, безусловно, более аристократичная, но может ли стрекоза сыграть соловья? Вивьен Ли — живая, острая, с молниеносными реакциями. Анна же чувствовала иначе: глубоким, медленным вдохом, набирая в лёгкие всю полноту жизни, чтобы выдохнуть её в одну трагическую песню.
Всего я насчитала 31 экранизацию этой истории. Театральных постановок, думаю, и вовсе не счесть. Самыми неожиданными для меня стали адаптации из Бразилии и Индии, доказывающие, что история Анны Карениной — это универсальная трагедия, понятная в любой культуре.
Больше интересных статей здесь: Отношения.
Источник статьи: Анна Каренина. Сказка о большой, запутавшейся девочке..