Архетипы в стиле и брендинге: от Юнга до вашего гардероба

Вот, в чем вопрос

Мое первое знакомство со стилистической архетипизацией произошло на тесте «Узнай, какая ты богиня по Юнгу». Моей реакцией было снобистское возмущение — я закатила глаза, предрекая себе ранние морщины. Признаю, иногда я бываю не самым приятным собеседником.

Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр, основоположник аналитической психологии и автор термина «архетип». Я изучала его работы в университете и даже писала диплом, посвященный коллективному бессознательному в плакатах Второй мировой войны. Поэтому подобное упрощенное и популистское обращение с глубокими концепциями вызвало у меня протест. Да, я сноб, и с этим ничего не поделать.

Тогда меня раздражала сама идея сводить сложные, многогранные явления к примитивным типажам. Хотя, конечно, я могу и про 12 богинь написать — почему нет? Сейчас я понимаю, что такой подход имеет право на существование, но лучше уж ссылаться на греческий пантеон, чем на Юнга, чтобы не искажать суть его теории.

Шли годы. Помимо «Тысячеликого героя» Кемпбелла и трудов Элиаде, я открыла для себя книгу «Герой и бунтарь» Маргарет Пирсон, где архетипы рассматриваются через призму рекламы и брендинга. Это стало поворотным моментом: мое дополнительное образование в стилистике наложилось на новое знание. Возможно, я запоздала, и многие стилисты уже вовсю используют архетипы, но лучше поздно, чем никогда. Я погрузилась в изучение темы, прошла вебинары и с нетерпением жду нового этапа обучения.

Именно тогда я осознала, почему мой предыдущий блог о стиле не нашел отклика. Я фокусировалась на поверхностных аспектах: цветах, трендах, фасонах. Но мне нужно было копать глубже, в суть, в смыслы. Пока я сама не пришла к этому пониманию, путь был закрыт.

Обратите внимание: Теория противоречия истины.

Теперь же я нырнула в этот океан смыслов с головой!

Архетипы по Пирсон: 12 вечных образов

Записки на полях

Пирсон и Марк, обобщив опыт рекламы и брендинга, расширили типологию Юнга. Они показали, что самые успешные бренды четко соответствуют определенному архетипу. В обычное мыло можно «зашить» идею очищения от греха, в кофе навынос — обещание свободы и приключений. Nike — это не просто призыв «Сделай это», это архетип Героя, живущий в каждом из нас. Присмотритесь к известным брендам — их ДНК действительно пронизана архетипической идеей, которую умелые маркетологи продают потребителям.

Можно спорить, что ценнее: нефть или алмазы, но ничто не продается так долго и успешно, как идея. И самое прекрасное, что этот ресурс неисчерпаем. Поэтому в брендинге так важны понимание психологии и чуткость к изменениям в общественном сознании.

Идея — неисчерпаемый ресурс.

Вы спросите: при чем тут каждый из нас и зачем усложнять простые вещи? Но эти вещи не так просты. Жить в современном мире, где самовыражение стало правом, и не пользоваться этой привилегией, считая одежду просто «тряпками», — преступление против самих себя.

Распаковка и упаковка личности

Даже если вы не продвигаетесь как эксперт и вам не нужна модная «распаковка экспертности», вы — личность. У вас есть свой голос, свой стиль. Вам есть что сказать миру. И это должно быть так.

Есть совет — есть эксперт!

Вещи — это не безмолвные куски ткани, а возможность рассказать свою историю, поделиться видением мира. Зачем отказываться от таких мощных средств выразительности, если можно их использовать?

Я приглашаю вас поплавать вместе со мной в этом море смыслов, образов и идей. Я сама только учусь нырять в этот безбрежный океан, но с каждым разом погружаюсь все глубже.

Впереди — подробный разбор каждого архетипа, его роли в нашем сознании и практического применения в жизни. Подписывайтесь, чтобы не пропустить обновления. Оставайтесь в курсе и будьте в стиле! :)

#стиль #имидж #мода #стиль и мода #мода и стиль #психология стиля #архетипическая психология #психологические архетипы #стилевые архетипы #советы стилиста

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: Теория архетипов. Стиль и брендинг. и при чем здесь Юнг, снобизм и мифология.