
Ольга Фанагей-Баранова, мама четверых сыновей, журналист и блогер, делится своим опытом жизни с детьми в деревне. Переехав с двумя младшими сыновьями за город, она открыла для себя иной подход к развитию — через непосредственное взаимодействие с окружающим миром.
В своей колонке она рассказывает о повседневной жизни вне городской суеты, о маленьких и больших открытиях, которые делают её дети, и о философии естественного, не навязанного извне познания. Если вам интересно, почему семья приняла такое решение, об этом можно прочитать в предыдущих материалах. А ниже — размышления о том, как природа становится главным учителем и источником вдохновения для ребёнка.

Ольга Фанагей-Баранова, мама четырёх сыновей, блогер, организатор детских книжных фестивалей
Деревенский клуб и отсутствие кружков: это проблема?
В нашем селе есть клуб, но его двери чаще закрыты на замок. Здесь нет привычных городских развлечений: студий раннего развития, танцевальных или музыкальных кружков. Для кого-то это может быть недостатком, но для нас — вовсе нет. Я глубоко убеждена, что самая эффективная и гармоничная развивающая среда — это сама жизнь во всём её многообразии. Не искусственно созданные занятия, а естественный ход событий становится лучшим учебником.
Свобода против расписания: почему не стоит форсировать развитие
Сегодня существует тренд на раннее и интенсивное развитие детей. Малышей водят на многочисленные занятия, стараясь как можно раньше развить их способности. Однако такой подход, построенный на строгом расписании, часто лишает ребёнка самого главного — времени. Времени на то, чтобы у него созрел собственный, неподдельный интерес к чему-либо, появился внутренний запрос на знания. Погоня за эффективностью лишает детство глубины и осознанности, превращая его в гонку за результатами, что отражается и на жизни родителей.

Богатая среда: природа как главный педагог
Я сторонник свободного развития ребёнка в насыщенной, «богатой» среде. И самая совершенная, сложная и интересная среда — это живая природа. Именно поэтому мы и переехали в деревню с двухлетним и пятилетним сыновьями. Я не провожу с ними «занятий» по расписанию. Вместо этого я внимательно наблюдаю за их естественными интересами, которые возникают спонтанно, и помогаю им углубиться в тему, если они просят об этом. Ключевое условие такой среды — наличие рядом взрослого, который готов отвечать на бесконечные «почему» и вместе искать ответы. Я стараюсь быть таким взрослым.
Уроки за забором: математика, биология и археология в одном поле
Прямо за нашим забором начинается пшеничное поле. Весной пшеница растёт не по дням, а по часам. «Мама, в прошлый раз она была мне по колено, а теперь — по пояс!» — воскликнул как-то мой старший сын Степа. Так родилось наше новое увлечение: мы стали ежедневно измерять рост растений рулеткой, записывать результаты и сравнивать их. Это прекрасный пример того, как математика (цифры, вычитание) становится не скучным предметом, а необходимым инструментом для удовлетворения детского любопытства.
Позже Степа заметил, что на некоторых участках растения ниже. Мы начали строить гипотезы: может, это вредители? Или разный состав почвы? Полезли искать информацию. А потом сын, вспомнив свою страсть к археологии, выдвинул гениальную догадку: «А может, там под землёй — старые фундаменты? Так археологи по аэроснимкам ищут!». Восторг от собственного открытия был безграничным. Конечно, следующим шагом были «раскопки» с сапёрной лопаткой.

Находки у пруда: биология и геология под ногами
Берега местных прудов — это настоящий клад для юного исследователя. Там валяются огромные скелеты рыб и сверкающие на солнце кристаллы. Степа с упоением собирает рыбьи кости, как конструктор, рассуждая о строении скелета. Его вопросы («А эта косточка зачем?») привели нас к покупке книги по анатомии животных.
А блестящие камешки побудили обзавестись определителем минералов. Оказалось, что под ногами у нас — слюда и полевой шпат. Так, отвечая на вопросы «почему они здесь?» и «что такое кристалл?», мы погружаемся в основы геологии. И всё это — без учебников, по живой потребности узнать. Младший же в это время строит башни из камней или закаляется, заходя в прохладную воду.

Творчество как естественное состояние
Что касается творческого развития, то оно, по нашему мнению, не требует специальных кружков. Мы просто поём, когда хочется. Мы танцуем, потому что тело «просит» — и это самый искренний танец. У нас есть музыкальные инструменты, привезённые из города: флейты, гитара, барабан. А для рисования, лепки и других видов искусства всегда под рукой краски, карандаши, глина, пластилин. Главное — это не формальные занятия, а наличие времени, материалов и, самое важное, вдохновения, которое рождается из впечатлений. В пять (и уж тем более в два) года этого более чем достаточно.
Такой неторопливый, естественный путь познания позволяет не просто запомнить названия и факты, а увидеть взаимосвязи, проследить причинно-следственные связи в природе, почувствовать её ритм. Увидеть не просто бабочку, а целую историю её жизни. Это гораздо глубже и ценнее для формирования личности, чем раннее умение читать или писать.
Мы не готовимся к школе. Мы не готовимся к будущей жизни где-то потом.
Мы просто живём — полно, осознанно и интересно — прямо сейчас. Иного способа, по-моему, не существует.
фото: личный архив Ольги Фанагей-Барановой