«Эти невинные забавы»: гендерная интрига и петербургские миражы в советском кино

Давно зрело желание поделиться мыслями о советском фильме 1969 года «Эти невинные забавы». Картина оставляет неоднозначное, но очень яркое впечатление.

Неожиданная адаптация

Особенность фильма в том, что он снят по известной повести Анатолия Рыбакова «Каникулы Кроша». Однако сценаристы и режиссёр позволили себе весьма вольную трактовку оригинала, что и рождает главные сюрпризы для зрителя.

Главная метаморфоза: Крош становится Олей

Пожалуй, самое радикальное изменение — смена пола главного героя. Вместо мальчика Кроша мы видим Олю — девушку, которая приехала в Ленинград поступать в театральный институт, но потерпела неудачу. Не желая сдаваться, она решает «отшлифовать амплуа травести» не на сцене, а в реальной жизни, перевоплотившись в парня.

Феномен переодевания в советском кино

Эта сюжетная линия заставляет задуматься о популярности мотива переодевания в советском детском и подростковом кино. Персонажи часто примеряли на себя роли противоположного пола: мальчики играли девочек, девочки — мальчиков. Иногда это был чисто сценарный ход, а иногда — режиссёрский приём, когда роль отдавалась актёру другого пола (как в фильмах «Родня» или «Подранки»). В «Этих невинных забавах» мы понимаем, что это временная маска, но сама игра с гендерными границами выглядит любопытно и даже провокационно для своего времени.

По сюжету, «корявая девочка», переодевшись в такого же «корявого мальчика», проникает в сомнительную компанию. С точки зрения реализма, обман вскрылся бы мгновенно, но здесь в силу вступает «чудо сценарное». Героиня благополучно существует в растянутом свитере почти до самого финала, лишь изредка возвращаясь в платье, чтобы сразить наповал главного героя — красавца Костю.

Сюжет: искусство, афера и первая любовь

Основная канва знакома читателям повести Рыбакова. В центре истории — обаятельный, но беспринципный коллекционер-искусствовед по фамилии ВеЭн, одержимый японскими нэцкэ. Для пополнения коллекции он готов на всё, вплоть до обмана пожилых людей, вовлекая в свои аферы молодёжь. В эту компанию и попадает Оля (заменившая книжного Кроша).

Если книжный герой двигался к разгадке из чувства справедливости, то мотивация Оли иная и более личная. Она хочет «спасти» от дурного влияния красивого парня Костю (молодого Аристарха Ливанова, чья красота в фильме действительно завораживает). Антагонист ВеЭн предстаёт здесь не просто жуликом, а своего рода «Палпатином» — манипулятором, который плетёт интриги и пытается переманить молодую душу на «тёмную сторону». В фильме даже проскальзывают намёки на неоднозначность его чувств к Косте, что добавляет истории психологической глубины. Но, как и положено, добро в итоге торжествует.

Магия Ленинграда и обаяние наива

Несмотря на всю иронию, с которой можно разбирать сюжетные перипетии, фильм невероятно любим. И в первую очередь — за уникальную визуальную атмосферу. Ленинград здесь показан не как парадный город-музей или индустриальный гигант, а как воздушный, кружевной, почти миражный образ. Он напоминает сказочные города из книг Крапивина — лёгкий, летящий, но при этом удивительно обжитый и уютный. Герои живут своей жизнью на фоне этой немыслимой красоты: поливают цветы на балконах, играют в футбол, ведут беседы.

Фильм наивен, театрален, условен, но в этой условности — его особое, «улыбчивое» обаяние. А сцена, где Оля впервые видит Костю, по-настоящему передаёт ощущение внезапной, ошеломляющей влюблённости, что большая редкость для кинематографа той эпохи.

Еще по теме здесь: Отношения.

Источник: "Эти невинные забавы": игры с переодеванием.