Исторический феномен, объединяющий многих выдающихся казахских деятелей начала прошлого столетия, — это их брачные союзы с русскими женщинами. В чём же заключались причины этой социальной тенденции? Давайте проанализируем этот интересный аспект истории вместе.
Эпоха «Алаш» и рождение новой элиты
Начало XX века стало для Казахстана периодом мощного интеллектуального и политического подъёма. Появилось поколение образованных и активных молодых людей, которые сыграли ключевую роль в борьбе за автономию казахского народа. Объединившись в партию «Алаш», эти представители элиты посвятили себя служению своей земле и её будущему.
Их вклад трудно переоценить: они открывали школы, организовывали научные экспедиции, составляли точные карты казахских территорий, изучали природные ресурсы и отстаивали справедливое размежевание земель. Деятельность этой плеяды вызывает глубокое уважение.
Личный выбор как историческая закономерность
Однако в их биографиях есть одна примечательная общая черта, о которой стоит поговорить отдельно. Многие из этих видных деятелей вступали в брак с русскими женщинами, часто давали детям русские имена и принимали православие.
Обратите внимание: ЖЕНЩИНА БЕЗ СТЫДА - КАК ЕДА БЕЗ СОЛИ..
Эта тенденция действительно существовала, и казахские историки национал-патриотического направления часто обходят её стороной.Среди алашординцев, чьими жёнами были русские женщины, — такие ключевые фигуры, как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мустафа Шокай, Джаганша Досмухамедов. Эта практика продолжилась и среди деятелей раннего советского периода: Мухамедхафий Мурзагалиев, Жусупбек Аймаутов, Турар Рыскулов, Алиби Джангильдин и другие.
В поисках ответа: взгляд изнутри
Вопрос о причинах такого выбора всегда вызывал интерес. Один из современников той эпохи, сам входивший в круг этой интеллигенции, дал исчерпывающее объяснение в своих воспоминаниях.
Он писал: «В наше время казахская девушка из простой семьи редко имела возможность получить даже базовое образование. Многие были неграмотны. Мы, представители образованного слоя, не считали таких девушек себе ровней и не стремились создавать с ними семьи. Большинство политических активистов и писателей того времени получали образование в России, а потом возвращались на родину, чтобы применять свои знания. Девушки же оставались в сёлах, ведя традиционный образ жизни. Поэтому закономерным был наш выбор в пользу русских женщин, с которыми нас объединял общий культурный и интеллектуальный уровень».
Это объяснение выглядит логичным и обоснованным, хотя и наводит на размышления о социальном неравенстве того времени.
Конечно, свою роль играла и общая тенденция к смешанным бракам в период активных межкультурных контактов.
А как вы считаете, какие ещё причины могли стоять за этим выбором казахской элиты начала XX века?
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Почему Казахская элита XXвека предпочитали жениться на Русских женщин?.