Аум — все части тела моего, глаза
и уши, голос, жизнь,
Всю силу чувств моих питает Он.
Все сущности в действительности
Брахма...
Упанишады
Физическое тело — проявление тонких энергий
Ключевая идея на пути к психодуховному воссоединению состоит в понимании, что наше физическое тело — это лишь внешнее, видимое выражение целой системы более тонких энергетических тел. Вместе эти тонкие тела и энергия физической формы создают личное энергетическое поле человека. Между всеми этими уровнями существует постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Физическое тело выступает своеобразным связующим звеном, скрепляющим тонкие структуры. Их единство поддерживается силой притяжения мирового энергетического поля, которое их окружает, пронизывает и объединяет. Множество духовных, философских и психологических учений, дошедших до наших дней, служат подтверждением этой глубокой взаимосвязи.
Человек — отражение вселенной
Эта концепция занимает центральное место в тантрических, даосских, юнгианских и йогических традициях, а также в западной метафизике. Все эти учения сходятся во мнении, что каждый человек является микрокосмом, отражающим в себе всю вселенную. Изучая процессы собственного бытия, можно постичь законы макрокосма. Достигнув внутренней целостности и самовоссоединения через глубокое переживание своего «Я есть», человек обретает способность ощутить излучение «Всего», поскольку оно проявляется именно через это «Я есть». Идя по такому пути, личность находит в себе силы почувствовать подлинное единение с мировым энергетическим полем.
Однако для осознания себя как многомерного существа, системы физического и тонких тел, необходимо правильно понимать строение и роль физического тела в этом взаимодействии. Именно физическое тело служит точкой соприкосновения нашего «Я есть» с материальным миром.
Природа и назначение физического тела
Состоящее из плотной материи, физическое тело обладает отрицательной полярностью. Его основная функция — восприятие, что роднит его с началом инь и наделяет по сути женственной природой. Этот принцип находит отражение в герметическом постулате о родовом разделении, который гласит, что всё во вселенной имеет мужское и женское начало, и этот принцип проявляется на всех планах бытия. Помимо известных физиологических функций, физическое тело, связывающее тонкие тела, имеет глубокое эзотерическое значение. Как писал апостол Павел в «Первом послании к Коринфянам»: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?».
Этот храм — наше физическое тело — в определённом смысле подобно иерусалимскому храму. Оно покрывает и защищает тонкие тела человека от некоторых видов негативного внешнего воздействия.
Архитектура храма как отражение тела
В устройстве и убранстве мест поклонения многих культур запечатлён особый взгляд на физическое тело как на храм духа и материальное воплощение более тонких энергетических структур. Европейские церкви и соборы, созданные в форме креста, который, в свою очередь, повторяет форму человека с раскинутыми руками, — яркий тому пример. Эта же идея лежит в основе устройства древнееврейских святилищ, а также храмов Древнего Египта и Индии.
Поскольку физическое тело покрывает наше «Я есть» — единство всех сущностей, — во многих религиях оно считается священным. Верующим предписывается относиться к нему с уважением и бережностью, не оскверняя его. В этих наставлениях проявляется интуитивная мудрость, признающая прямую связь физического тела с тонкими телами и его способность на них влиять. Пренебрежительное отношение к физической оболочке часто приводит к нарушениям в тонкой энергетической системе и сбоям в жизнедеятельности высших тел.
Виктор Кулвинскас отмечал:
«Пренебрежение физическим Телом и наносимые ему повреждения отражаются и на эфирном теле, потому что энергия эфирного тела расходуется на восстановление физического. Если пренебрежение физическим телом приводит к перегрузке эфирного тела, то эфирная жизненная энергия начинает истощаться, и эфирное тело теряет способность перерабатывать воздействия, оказываемые ментальным и эмоциональным телами. В таком состоянии человек становится психически и эмоционально невосприимчивым.
Совершенно ясно, что физическое и тонкие тела должны работать согласованно. Это возможно только при правильном соотношении показателей их вибраций, как, например, различные струны рояля могут звучать гармонично друг с другом лишь после того, как их настроят на определенные ноты».
Тройственное строение: от храма к человеку
Традиционные места отправления религиозных обрядов часто состоят из трёх частей: притвора, внутреннего зала и святилища (Святая Святых у древних евреев). Это деление отражает эзотерическое представление о тройственном строении человеческого тела.
1. Притвор — внешняя часть храма, доступная мирянам, соответствует нижней части тела: животу, области таза и нижнему отделу позвоночника. Здесь расположены органы пищеварения и воспроизводства. На этом этапе ученик должен полностью осознать назначение этих составляющих, упорядочить и уравновесить их деятельность, прежде чем приблизиться к постижению более тонких учений и энергий следующего уровня духовного роста. В йоге этой стадии соответствует Хатха-йога, в иудаизме — Закон Моисеев.
В Японской традиции животу («хара») отводится особая роль — он считается истинным центром физического тела и всей человеческой сущности, видимой и невидимой. Граф фон Дюркхайм писал, что хара — это физическое воплощение в человеке изначального центра жизни.
На пути к психодуховному воссоединению работа на «стадии притвора» представляет собой предварительный этап, который можно назвать физическим воссоединением. Ученик развивает смелость, учится открыто выражать себя, познаёт свою дхарму (жизненный путь) и приводит рациональный ум и физическое тело в состояние целостного равновесия.
2. Внутренний зал — переход на следующий уровень возможен только после завершения этой работы. Достигнув успеха, ученик готовится сделать шаг в царство высшего сознания и переходит из притвора во внутренний зал, который соответствует средней части тела — от солнечного сплетения до шеи. Здесь начинается непосредственная работа над психодуховным воссоединением.