Формирование советской праздничной культуры: от революционных дней до «красного календаря»

С первых дней установления советской власти начался активный процесс преобразования общественной жизни, включая сферу праздников. Для послереволюционного десятилетия было характерно уникальное сосуществование: старые, укоренённые в традиции церковные и народные праздники постепенно вытеснялись новыми, революционными торжествами, которые стали формировать так называемый «красный календарь». Его становление, начавшееся примерно с 1918 года, было напрямую связано с ключевыми декретами новой власти, такими как введение нового календаря и отделение Церкви от государства. Эти документы заложили правовую основу для создания системы государственных праздников, призванных увековечить память о важнейших исторических и общественных событиях революционной борьбы.

Первые советские праздники и дни отдыха

В соответствии с новыми установками были определены первые официальные праздники: 22 января (в память о Кровавом воскресенье 1905 года), 12 марта (день свержения монархии), 18 марта (в честь Парижской коммуны), 1 Мая (День Интернационала) и, конечно, 7 ноября — главный день пролетарской революции. К ним также добавился светский Новый год (1 января). Интересно, что в январе 1919 года, стремясь учесть реальные привычки населения, профсоюзы объявили нерабочими (хотя и не праздничными) дни пяти основных православных праздников, таких как Рождество и Пасха, что демонстрировало переходный характер эпохи.

Эволюция «красного календаря» к середине 1920-х годов

К середине 1920-х годов система революционных праздников и особых дней отдыха оформилась и расширилась. В официальный список вошли уже девять дат. Помимо упомянутых, добавились день траура в память о В.И. Ленине (21 января), Международный женский день (8 марта) и день Конституции СССР (6 июля). К десятилетнему юбилею Октябрьской революции число таких памятных дней достигло тринадцати. Иногда празднования совмещались для усиления эффекта, как, например, в 1925 году, когда в один день отмечали Международный день кооперации и годовщину советской Конституции.

Идеологическая роль и форма новых праздников

Идеологическое наполнение новых праздников было чётко определено В.И. Лениным. Он рассматривал создаваемую социалистическую праздничную культуру не просто как следствие, но и как мощное орудие самой революции, средство воспитания и сплочения масс. Особый интерес для него представляли массовые действа, генетически связанные с дореволюционными маёвками — нелегальными собраниями рабочих. Ленин видел в митингах и демонстрациях суть «настоящего демократизма трудящихся», пробуждение их к новой жизни. Именно поэтому центральными элементами ранних советских праздников стали не статичные церемонии, а динамичные шествия и демонстрации, сопровождаемые маршами духовых оркестров. В крупных городах к их организации и художественному оформлению активно привлекались профессиональные художники и театральные деятели, превращавшие в дни торжеств целые городские пространства в масштабные творческие мастерские.