Современные истории о том, как в социальных сетях люди выдают себя за других с помощью фильтров и фоторедакторов, кажутся явлением нового времени. Однако практика представления человека в идеализированном, далёком от реальности образе имеет глубокие исторические корни. Яркий пример — брачная политика европейских монархов в эпоху Средневековья и Ренессанса, где роль «фильтров» играли придворные художники.
Королевский брак по принуждению и обману
В 1526 году испанский король Карл V, несмотря на давление со стороны двора, долго откладывал брак с Изабеллой Португальской. Причины были вескими: во-первых, жених и невеста состояли в близком родстве (их матери были родными сёстрами), что даже по меркам того времени вызывало вопросы у церкви. Во-вторых, король не спешил менять холостяцкий образ жизни. Тем временем Изабелла, обручённая с ним с 15 лет, «старилась в одиночестве», приближаясь к 24 годам — возрасту, который в ту эпоху для невесты считался уже солидным.
Решающий аргумент — идеальный портрет
Чтобы подтолкнуть короля к решению, царедворцы пошли на хитрость. Карлу V преподнесли парадный портрет его наречённой, изображавший девушку невероятной красоты. Важно отметить, что будущие супруги ни разу не виделись лично — династические союзы часто заключались заочно. Очарованный изображением, король немедленно дал согласие на брак, отринув все сомнения и даже расставшись с одной из фавориток.
Свадьбу организовали быстро. Даже возражения Папы Римского Климента VII против брака между родственниками Карл V парировал угрозой перейти в лютеранство, после чего понтифик уступил. Король, пылая страстью, с нетерпением ждал встречи с красавицей с портрета, отказываясь даже дать невесте время на отдых после долгой дороги и настаивая на немедленном венчании.
Жестокое разочарование у алтаря
Момент истины наступил в церкви, когда с лица невесты сняли вуаль. Реальная Изабелла оказалась настолько непохожей на идеализированное изображение, что это стало для короля шоком. Справедливости ради, и сам Карл V не был эталоном красоты — династические браки редко заключались по внешним данным. Однако отступать было поздно: отказ после венчания означал бы чудовищный дипломатический скандал с Португалией. Бракосочетание состоялось под сдержанный смех придворных.
Создание «официальной» реальности
Несмотря на разочарование, Карл V был вынужден демонстрировать любовь и уважение к супруге. По его приказу были созданы многочисленные её парадные портреты, которые рассылались по дворам Европы, формируя образ прекрасной королевы. Критикам, осмеливавшимся усомниться в её красоте, напоминали о могуществе и богатстве, которые Изабелла принесла Испании в качестве приданого (его хватило на финансирование нескольких войн).
Интересно, что семейная жизнь сложилась своеобразно: Карл V, активно занимаясь государственными делами и военными походами, бывал дома редко, но навещал супругу регулярно, и у них родилось несколько детей. Изабелла скончалась относительно молодой. Карл больше не женился, что дало повод современникам и историкам предполагать, что опыт первого брака его сильно травмировал.
Посмертная реабилитация кистью Тициана
Спустя почти два десятилетия после смерти Изабеллы Карл V заказал её портрет у великого Тициана. Работа мастера изобразила королеву воплощением гармонии и красоты, окончательно закрепив этот идеализированный образ в истории. Этот поздний портрет заставил умолкнуть многих скептиков.
Однако вопрос остаётся открытым: кем была реальная Изабелла? Идеальной красавицей с картины Тициана, скромной женщиной с других прижизненных изображений или же кем-то средним? Сохранившийся парный портрет супругов демонстрирует явное фамильное сходство, что заставляет многих историков склоняться к версии: Карл V стал одной из первых жертв «средневекового фотошопа» — искусства придворных живописцев, создававших нужный политический и личный образ, часто далёкий от действительности.
Кстати, подобная история, согласно легендам, произошла и с английским королём Генрихом VIII. Но это уже совсем другая история.
Ваша Анна Трефц
Больше интересных статей здесь: Отношения.
Источник статьи: Фотошоп средневековья.