«Ничто не нравится, кроме красоты, в красоте – ничто, кроме форм, в формах – ничто, кроме пропорций, в пропорциях - ничто, кроме числа». Это высказывание Августина Аврелия, известного как Блаженный, задает философский тон пониманию красоты как явления, подчиняющегося математическим законам.
Августин Аврелий «Блаженный», теолог (354 – 430 г.)
Стремление к эстетическому идеалу сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Еще Платон в своих философских трудах рассуждал об «эйдосе» — идеальном образе вещи, который важнее ее материального воплощения. В современном мире поиск этого идеала выходит за рамки философии и становится частью воспитания гармоничной личности, сочетающей физическое совершенство с духовным богатством. Эта тенденция активно проникает и в сферу медицины, особенно в косметологию и пластическую хирургию, где понятие красоты обретает конкретные, измеримые параметры.
Само понятие «эстетика» как наука о чувственном восприятии было введено немецким философом Александром Готлибом Баумгартеном в середине XVIII века. Однако принципы гармонии и пропорции, лежащие в основе прекрасного, были известны гораздо раньше.
Sectio Aurea (ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ) оказалось символическим выражением той универсальной истины, которая позволяла оценить гармонию и красоту всех предметов окружающего мира. Современные исследователи пришли к выводу, что Золотая пропорция вообще играет «роль краеугольного камня в фундаменте, на котором основывается вся природа».
Акцент на «геометрию» лица и пропорций тела обратил внимание итальянский гений Леонардо да Винчи.
Именно эти принципы, открытые художниками и мыслителями прошлого, сегодня легли в основу профессионального подхода врачей-косметологов. Анализируя лицо пациента, специалист оценивает его с точки зрения гармонии и баланса, что помогает выбрать оптимальную тактику для коррекции эстетических недостатков.
Существуют условные «идеальные» параметры для европейского типа лица: ширина между скулами — около 15 см, расстояние от переносицы до подбородка — 12 см, а высота головы — 24–25 см. Однако в реальной жизни соответствовать всем этим стандартам одновременно практически невозможно, что лишь подчеркивает уникальность каждого лица.
Брови: от античных канонов к современным стандартам
Согласно канонам красоты Древней Греции самыми красивыми считались прямые брови - «брови грации» античных скульптур. Наиболее часто встречающаяся форма - в виде «запятой».
В настоящее время жесткие стандарты ширины или длины бровей отсутствуют, уступив место индивидуальному подходу. Ключевым ориентиром считается их расположение: «правильная» бровь начинается на линии, проведенной через основание носа и внутренний угол глаза, а заканчивается на линии, идущей через основание носа и внешний угол глаза. Это создает гармоничную рамку для глаз.
Глаза: окно в гармонию
Красивыми традиционно считаются широко расставленные глаза. По классическим канонам длина глазной щели должна равняться расстоянию между внутренними углами глаз, что составляет примерно одну восьмую часть от высоты головы. Важным маркером баланса является также уровень зрачков, который условно делит лицо на две равные по высоте части — верхнюю и нижнюю.
Нос: центр симметрии
Ширина идеального носа в области его крыльев равна расстоянию между внутренними углами глаз и, соответственно, длине глазной щели. Эта пропорция создает ощущение стабильности и центральной симметрии лица.
Скулы: архитектура объема
Важным элементом привлекательности лица является скуловое возвышение, сформированное комплексом костных структур и мягких тканей, включая жевательные мышцы и щечный жировой комок (комок Биша).
Обратите внимание: Проблемы современной пластики. Эстетика и безысходность.
Для определения наиболее гармоничного положения самой выступающей точки скулы можно использовать воображаемые линии: одна идет от наружного угла рта до наружного угла глаза, другая — от нижней поверхности крыла носа до козелка уха. Искомая точка находится чуть выше и сзади от места пересечения этих линий.Рот и подбородок: завершающие акценты
Считается, что ширина рта в спокойном состоянии должна доходить до линии, проведенной через внутренний край радужки глаз. Верхний изгиб красной каймы губ, известный как «линия Купидона» или «лук Купидона», придает губам выразительность.
Нижняя треть лица — это гармония между губой и подбородком. Нижняя губа вместе с подбородком составляют примерно две трети этой зоны. Эстетически привлекательным выглядит мягкое, но четкое западение между ними, расположенное примерно в 4 мм от условной линии, соединяющей нижнюю губу с подбородком.
Интересно, что гендерные различия здесь очевидны: у мужчин более массивные, выступающие скулы и квадратный подбородок, что воспринимается как признак решительности, могут выглядеть излишне грубо и дисгармонично на женском лице.
Форма лица: в поисках идеального овала
Условно идеальной принято считать овальную форму лица, которая отличается плавными, нигде не резкими переходами от лба к скулам, а от них — к линии нижней челюсти и подбородка. Такое лицо будто вписывается в правильный овал.
Однако восприятие пропорций — процесс сложный. Наше зрение плоскостно, и при изменении ракурса или расстояния до объекта его пропорции могут «искажаться». В жизни мы компенсируем это, двигаясь и рассматривая объект с разных сторон, но уловить все нюансы пропорций человеческого лица с первого взгляда бывает непросто.
Как отмечал русский философ Николай Чернышевский, все попытки измерить красоту линейкой и вывести универсальную формулу обречены показать лишь невозможность такой задачи. Поэтому в погоне за эстетическим идеалом важно помнить о принципах «единства многообразия» и «согласия разногласного». Абсолютная симметрия и шаблонные пропорции не только недостижимы, но и не нужны. Истинная красота часто рождается именно в небольших, индивидуальных отклонениях от канона, которые и делают лицо живым, выразительным и уникальным.
( полный вариант статьи можно найти в электронном журнале МИР ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ).
Больше интересных статей здесь: Красота и здоровье.
Источник статьи: Эстетический идеал современной косметологии (Геометрия совершенства)к.м.н.Лариса НЕКРАСОВА.