Около десяти лет назад мой коллега часто повторял фразу: «Хороший человек — это не профессия». В его голосе звучали легкая досада и сожаление. Тогда мы вступали в непростую эпоху перемен в образовании: увеличивалась нагрузка, росли требования, а зарплаты, наоборот, снижались. Творческую работу стали сопровождать кипы отчетов и формальностей. И конечно, повсеместная «оптимизация» — термин, который на практике редко означал заботу о благополучии педагогов, несмотря на все разговоры о важности нашей миссии. Никто не сделает нас счастливыми, пока мы сами не примем это решение.
Часто говорят, что не бывает плохих или хороших людей — бывают разные обстоятельства. С этим можно согласиться. Тема «хорошести» неоднозначна и может показаться избитой. Однако хорошие люди, работающие по призванию, существуют — они есть по всему миру и во все времена. Кто-то замечает их как редкое явление «в наши дни», но они продолжают сохранять свою профессиональную позицию.
Встреча всего на час: много или мало?
Я не школьный учитель и не воспитатель, который видит своих подопечных почти каждый день. Я педагог дополнительного образования, а это значит, что я встречаюсь с вашими детьми всего раз в неделю. Всего на один час.
Много это или мало? Всё зависит от ситуации. С кем-то из детей и родителей контакт устанавливается быстро, возникают теплые, почти дружеские отношения. С кем-то, к сожалению, не складывается взаимопонимание с первого раза — и это нормально. Иногда мое занятие воспринимают как необязательное дополнение к «основной» учебе, и тогда работать сложнее. Но чаще этот час пролетает легко и радостно, потому что ради этих моментов я и работаю — я расту и развиваюсь вместе с детьми.
Обратите внимание: Как написать хороший диплом: 7 советов!.
За этим часом стоит гораздо больше, чем видно со стороны. Это большая подготовка к занятиям, индивидуальное общение с родителями, совместный поиск решений, установление доверия с детьми и их семьями. А еще — «последействие», то есть налаживание обратной связи всеми возможными способами, и всё это ради благополучия ребенка.
Искусство обратной связи
Умение давать обратную связь — это почти искусство общения, которое требует постоянного совершенствования. С другой стороны, это просто полезный жизненный навык. Для меня обратная связь — это способ сказать: «Я здесь, я тебя заметила, мне важно то, что происходит, я готова тебя выслушать и сотрудничать».
Я всегда стараюсь давать обратную связь — своевременно, корректно и ненавязчиво. Конечно, не всегда получается идеально, но, как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает. Я также жду обратной связи от детей и родителей, потому что диалог жизненно необходим. Без него приходится действовать почти вслепую.
На прошлой неделе я традиционно собирала отзывы от родителей моих учеников прошлого учебного года. После летних каникул готовы поделиться впечатлениями не все — обычно те, кому педагог, который, возможно, больше не будет учить их ребенка, всё же чем-то запомнился. Чем же? Проанализировав присланные отзывы, я сделала для себя важное открытие.
Если кратко, то дети — очень занятые дети с садами, школами, кружками, домашними заданиями и своими детскими переживаниями — и их родители запомнили меня не только как специалиста. Они написали, что запомнили меня как хорошего человека.
Значит, все-таки, есть такая профессия?
Или, может быть, это и есть главный критерий профессиональной деятельности — принимать людей любого возраста такими, какие они есть? Быть спокойным, доброжелательным, эмоционально отзывчивым, иногда из-за этого уязвимым (ведь вы помните поговорку), но оставаться живым, настоящим и искренним. Играть, разрешать шалости, разговаривать и с детьми, и с родителями — и с маленькими, и с большими.
Говорить о важном: о чувствах и эмоциях, о трудностях и успехах, о том, как найти в себе лучшее. Обсуждать, как подружиться, что делать, если тебя не принимают сверстники, или если ты слишком громкий или, наоборот, слишком тихий. Как быть, если ребенок спрятался под стол и не хочет выходить, потому что там ему безопасно. Как научиться достойно принимать поражение в игре.
Всему этому можно научиться в атмосфере принятия. Когда ребенок понимает: «Ты важен для меня, я тебя вижу, ты можешь быть собой, тебе не нужно ни с кем конкурировать. Да, ты можешь побыть там, где тебе комфортно, а когда захочешь присоединиться — я буду тебе рада».
Потому что ты — хороший. Ты — человек.
#отношения с детьми #дети #обучение детей #психология детей
Еще по теме здесь: Психология.
Источник: Хороший человек это не профессия.