Введение в мир ирландского танца
Ирландский танец часто называют искусством, в котором главную роль играют каблуки, покорившие весь мир. Его уникальность заключается в особой позе исполнителя: танец исполняется на полупальцах, верхняя часть тела остаётся практически неподвижной, а руки всегда опущены вдоль корпуса. Основное внимание зрителей приковано к невероятно быстрой и сложной работе ног. Процесс обучения этому танцевальному направлению захватывает не меньше, чем его наблюдение.
Исторические корни и развитие
Первые упоминания о танцевальных традициях Ирландии относятся к XI веку, где описываются народные гуляния крестьян. Однако подробные, хоть и несколько туманные, описания самих танцев появились лишь в середине XVI века. Современная эпоха ирландского танца началась на рубеже XIX-XX веков с основанием Гэльской Лиги. Эта организация поставила перед собой амбициозную цель — сохранить и развить национальную культуру, включая язык, музыку и, конечно, танцы.
Важным этапом стало создание в 1929 году Комиссии по ирландским танцам. Её задачей была стандартизация: установление единых правил исполнения, проведения соревнований и критериев судейства. Сегодня ирландские танцы обрели мировую популярность. Школы, обучающие этому искусству, привлекают множество учеников не только в самой Ирландии, но и далеко за её пределами.
Основные виды ирландских танцев
В современной практике выделяют три ключевых направления:
Сольный танец — это высокопрофессиональное представление или соревновательный номер. Он требует от исполнителя большого мастерства, многолетнего опыта и виртуозной техники.
Кейли — группа танцев, включающая как традиционные народные (например, длинные танцы в линию или круговые), так и более современные постановки. Для кейли характерны энергичные прыжки и положение рук, плотно прижатых к телу.
Сет — это направление появилось под влиянием континентальной Европы. Ирландские солдаты, вернувшиеся с наполеоновских войн, привезли с собой французскую кадриль. Её адаптировали: увеличили темп и обогатили традиционными ирландскими движениями, что и породило сет. Танец состоит из фигур — определённых последовательностей движений. Количество фигур может варьироваться от двух до шести, каждая из которых исполняется под определённый ритм: джигу (6/8), рил (4/4) или хорнпайп (4/4). В отличие от степ-танцев, в сете нет высоких прыжков, но благодаря огромному разнообразию шагов он никогда не кажется монотонным.
Костюмы и современность
Костюмы для ирландских танцев разнообразны и часто отсылают к историческим традициям. Женские наряды могут включать длинные юбки до лодыжек, чёрные корсеты и большие платки на плече, что восходит к крестьянской одежде XVIII века. Мужской костюм часто состоит из килта, жилета с множеством пуговиц и бриджей.
В современную программу сольных выступлений входят такие стили, как джига, хорнпайп, рил и сетевые танцы, каждый из которых имеет свои уникальные черты и ритмический рисунок.