Сказки в культуре часто служат отражением идеальных или желаемых сценариев, которые рождаются в воображении автора и транслируют коллективный опыт.
Как отмечал философ Зигмунд Фрейд, сказка может быть формой обобщённого человеческого опыта, передаваемого через поколения, и инструментом для преодоления внутренних и внешних ограничений.
Современный постмодернистский взгляд склонен к переоценке классических произведений, и фильм «Ирония судьбы, или с лёгким паром» не стал исключением. Критики порой заявляют, что в нём нет искреннего юмора или уюта, а персонажи будто бы находятся на грани. Это переосмысление иногда игнорирует исторический контекст, что является нарушением принципа историзма. К счастью, пока ещё никто не возмущается отсутствием у героев смартфонов, что было бы абсурдно для картины 1975 года.
Моя же интерпретация, как мне кажется, не противоречит авторскому замыслу. Я воспринимаю Евгения, Галину, Надежду, Ипполита и других персонажей именно такими, какими их создал Эльдар Рязанов.
Социально-психологический портрет героев
Я намеренно избегаю психоаналитического подхода, деления на архетипы или домыслов об их жизни до и после событий фильма. Вместо этого я предлагаю взглянуть на них через призму известного принципа: бытие определяет сознание. Давайте рассмотрим их с этой точки зрения.
Евгений и Надежда — оба работают в сфере «человек-человек» (врач и учительница), что, вероятно, и помогло им быстро найти общий язык. В стрессовых ситуациях, требующих помощи специалиста, взрослые люди иногда проявляют детскую растерянность и наивность. Евгений и Надежда, судя по всему, удовлетворены своим текущим положением в жизни. Их возраст также сближает: ему 35, ей — 30.
Галина и Ипполит, скорее всего, представляют иные профессиональные сферы. Хотя место работы Галины точно не указано, упоминание дорогих морепродуктов в её буфете говорит о многом. Лаборатория Ипполита, вероятнее всего, связана с техническими, а не гуманитарными науками.
Их объединяет стремление к внешним атрибутам престижа и уверенность в собственной правоте. Галина твёрдо знает, как должны вести себя счастливые люди. Ипполит обладает дорогой машиной, а Галина — статусными знакомствами.
Обратите внимание: Хозяйка своей судьбы.
Оба следят за модой, но их небрежное отношение к новым вещам говорит о том, что достигнутый уровень престижа их не полностью удовлетворяет. Галине 23 года, Ипполиту — около 40.Образ матери и советская эстетика
Образы матерей в этой ленте у Рязанова получились удивительно тёплыми и добрыми по сравнению с другими его фильмами. Да, они властны, но при этом не предают секреты своих детей и готовы на многое ради них. Их совместное проживание с взрослыми детьми — возможно, следствие урбанизации и жилищных условий того времени.
Фильм как документ эпохи
Кинокартина стала ценным документом, запечатлевшим феномен «советского шика» в интерьерах и архитектуре, который, впрочем, соответствовал общемировым тенденциям моды того периода. Знаменитые стенки были не просто символом достатка, но и стабильности, знаменуя собой основательность и постоянство в новой квартире.
Фильм снимали в двух из трёх экспериментальных домов, построенных по одному проекту. Эти дома стоят до сих пор. Кроме того, лента сохранила для истории уголки Москвы, которые с тех пор сильно изменились, что делает её просмотр ещё и увлекательным историческим исследованием.
Рисунок SocPSY
Гуманистическое послание фильма
На мой взгляд, это произведение — яркий пример проявления гуманистической психологии в советском кинематографе. Каждый персонаж здесь обладает внутренним потенциалом для роста и изменения к лучшему.
Как и любое подлинное искусство, этот фильм обращается к добрым чувствам зрителя, иногда даже вопреки частным авторским задумкам.
Это добрая, человечная сказка для тех, кто думает, что после 30 лет жизнь теряет краски, и для тех, кто уверен, что для перемен «уже не в том возрасте».
Если уважаемый читатель не согласен с этой точкой зрения, пусть данная публикация будет считаться софистическим упражнением :)
Благодарю за внимание! Всем добра!
Лайки, комментарии, подписка — значимы :)
#ирония судьбы или с легким паром #эльдар рязанов #рязанов #ссср #советское кино #психология #социальная психология
Еще по теме здесь: Психология.
Источник: «Ирония судьбы, или с лёгким паром» - гуманистическая советская сказка.