Церковное отношение к повторным бракам исторически было строгим и формировалось постепенно. Изначально Церковь не одобряла второй брак, рассматривая его как уступку человеческой слабости, и долгое время отказывала таким союзам в благословении. Например, святой Никифор Исповедник, патриарх Константинопольский, устанавливал двухлетнюю епитимию для вступающих во второй брак. Однако к XI веку столь строгие правила смягчились, и Церковь начала допускать не только второй, но и третий брак, давая им своё благословение.
Формирование особого чина
В результате этого смягчения появилось специальное «Последование о второбрачных». Первоначально это был краткий чин, который не включал в себя важный символ брака — возложение венцов. Со временем последование развивалось и стало больше походить на обычное таинство венчания, хотя и с отличиями.
Отличия от обычного венчания
Современный чин для второбрачных сохраняет ключевые отличия. Главная особенность — наличие двух дополнительных покаянных молитв, которые подчёркивают особый статус брака. Обряд обручения проводится, но из него исключаются традиционные вопрошения о добровольности и непринуждённости вступления в брак. При этом важный элемент — возложение венцов — сохраняется.
Когда применяется чин
Важно отметить, что данный чин используется только тогда, когда и жених, и невеста вступают во второй (или третий) брак. Если же один из будущих супругов создаёт семью впервые, то совершается обычное, полное венчание по стандартному чину, независимо от того, что второй партнёр уже был в браке.