Непрерываемые традиции

В советский период, несмотря на гонения на религию, сокращение числа церквей и господство атеистических взглядов, появление и утверждение в быту новых праздников, традиция отмечать православные и праздники аграрного календаря не прерывалась, и к началу 1990-х гг. народный календарь сохранился в довольно полном виде. Остались также и многие обрядовые и игровые действия, сопровождавшие календарные и православные праздники в городском и сельском семейном быту. Первоначальная магическая функция многих обрядов уже давно была утрачена; при этом в традиционном обществе XIX — начала XX в. осознанной являлась православная основа календаря. В советские годы в условиях запрета на все, что связано с религией, возможным оставалось сохранение некоторых древних обрядовых форм и соединение их с новыми современными и модными элементами: песнями, играми, танцами (дискотеки). Основной хранительницей старых традиций была семья.

Анализ особенностей бытования традиционных народных праздников в советский период свидетельствует об изменении характерной для них структуры. На смену торжественной православной части пришли светские собрания, митинги и демонстрации; несколько сократилась последующая развлекательная часть — общественные гулянья, на смену традиционным забавам, песням, танцам пришли новые; в большей степени сохранилась семейная или домашняя составляющая праздника, связанная с традицией родственного застолья и гостевания. Подобная структура постепенно переносилась и на проведение некоторых советских праздников (23 февраля, 8 Марта).

В начале XXI в. Россия все еще находилась в переходном периоде. На протяжении прошлого столетия в праздничной культуре Архангельского Севера происходило смешение трех пластов (языческого, православного и советского). В наши дни вместе живут и отмечают праздники приверженцы официального православия и старообрядчества, коммунисты и демократы. Православные храмы соседствуют с памятниками В.И.Ленину, героям революции и Гражданской войны, деревенские пятистенки стоят рядом с железобетонными многоэтажками, обетные кресты соседствуют с оставшимися коммунистическими лозунгами. Первомай празднуют с Пасхой, европейские салаты и майонез стали также необходимы на праздничном столе, как шаньги и сочни. Все эти мозаичные кусочки традиций вместе составляют одну культурную среду, отражающую пестроту, многообразие и сложность современной праздничной жизни Архангельского края.

Основными причинами сохранения календарных праздников среди населения Архангельского Севера следует признать социально-экономический (сохранение традиционного хозяйствено-культурного типа), нравственно-психологический и этнокультурный (своеобразный менталитет, мировоззрение северян), а также религиозный (существование и в советские годы общин верующих людей, приверженность последних к традициям, возрастание в последние годы активности Православной церкви) факторы.

Уже более 20 лет возрождаются религиозные традиции в обществе. В результате просветительской деятельности Русской православной церкви и работы СМИ многим праздникам и праздничным периодам возвращен их подлинный христианский смысл. По-прежнему органично примыкают к ним и народные традиции проведения торжеств. Определяющую значимость праздников традиционного календаря может подтвердить быстрая замена во многих районах Архангельского Севера популярного, но искусственно созданного, конта-минированного праздника Проводов русской зимы, народной Масленицей. Эта определяющая роль аграрного календаря, возможно, сохранится в будущем, «притягивая» к себе новые праздники, как это произошло, например, с праздником св. Валентина (14 февраля).

В настоящее время проведение традиционных праздников поддерживается целенаправленной политикой правительства. Это осуществляется, в частности, через широкие пропагандистские кампании и непосредственное участие в организации различных фестивалей и праздников местных городских властей и представителей правительственных кругов.