Кадриль

Кадриль — французский танец, возникший в конце XVIII века и весьма популярный до конца XIX века.

Старая французская кадриль была центром внимания и основой каждого бала. Четное количество пар выстраивалось по длине зала в две линии: пара против пары. Танец был построен на постоянных перемещениях и смене партнеров. Каждое каре подбирало себе визави и контрвизави так, чтобы можно было быть спокойным за высокое танцевальное мастерство и за блестящее исполнение, являвшиеся результатом систематического и постепенного изучения основ хореографии.

В то далекое от нас время качество исполнения французской кадрили было серьезным испытанием для самолюбия танцующих. Но не одни только кадрильщики получали удовлетворение от своего виртуозного исполнения: за кадрилью следили все глаза зала! Пятая фигура кадрили, в которой кавалер танцует соло, была кульминацией всего танца — можно только представить, какую ответственность чувствовал кавалер.

На протяжении двух веков кадриль претерпела немало изменений: упростились переходы, шассе (скользящие шаги) были заменены обычными, как в повседневной жизни. Этот когда-то красивый танец начал мало-помалу утрачивать свойственные ему легкость и изящество. В 1800 году танцовщик и учитель танцев Трение вводит в кадриль еще один вариант сложной фигуры, названной его именем, а к концу XIX века кадриль упрощается настолько, что не только не предъявляет больше требования танцевать прекрасно, но становится даже плохим тоном танцевать музыкально: «Прежде ее танцевали, а нынче в ней ходят» (А. Глушковский). Это знаменовало смерть танца, прожившего, впрочем, почти двести лет.