Осетинская хореография достаточно разнообразна и технически лаконична и проста, но при этом в постановочном рисунке сохраняется вся красота и грация, характерно выделяющие все кавказские танцы.
Круговой парный танец «Зилга кафт».
«Зилга кафт» является круговым танцем осетин, пришедшим с далёкой древности. Но все равно, он по-прежнему является достаточно популярным в разных уголках Осетии и в настоящее время. Эту постановку довольно сложно исполнять, он требует высокого уровня мастерства, а также хорошей техники и ловкости.
Не каждый молодой человек решится исполнить данный танец, так что во многих случаях юношей просто насильно выталкивают в круг. В древности молодые парни и девушки, исполняя «Зилга кафт», придерживались всех хореографических правил. В том случае, если лучший молодой исполнитель допускал ошибку, его лишали всех почестей и попросту над ним смеялись.
«Зилга кафт» является парным танцем, который исполняли юноша и девушка, преимущественно внутри круга, что и способствовало таковому его названию. Он существует в нескольких вариациях. Есть такой вариант исполнения, в котором юноша безмолвно делает девушке предложение, а та также безмолвно отвечает.
В процессе танца юноша старается посмотреть девушке в глаза, а та постоянно скрывается от его взгляда, отводя от него свой взгляд. После нескольких таких попыток, юноша, выхватив кинжал, швыряет его под ноги девушке. В том случае, если она танцует и дальше, то это означает принятие предложения, если она останавливается, то это значит, что она юноше отказывает.
Есть ещё один вариант исполнения, в котором юноша представлен в виде ястреба, а девушка – в виде голубки. Сюжет разворачивается такой, что голубка ускользает от ястреба, а ястреб снова и снова продолжает её преследовать. Это своего рода свадебный танец или просто осетинская лезгинка, если можно так сказать.
Танец приглашение «Хонга кафт».
«Хонга кафт» является одним из самых популярных танцев жителей Осетии, который известен и любим уже не один век.
В древности Хонга Кафт исполнялся лишь одной парой, немного позднее он стал более массовым. В настоящее время «Хонга кафт» также танцуют двумя парами. Девушки обычно перемещаются на полупальцах, грациозность исполнения достигается посредством применения мягких и очень плавных хореографических движений. Ранее, чтобы двигаться плавно, девушки повязывали полотенце немного выше колен, а затем будто плыли, непрерывно следя за верхней частью корпуса тела, которая должна оставаться без движений. В движениях юношей также прослеживается определённая плавность, только их движения являются болеё чёткими и мужественными.