Как дети учатся говорить: от жестов и лепета к первым словам

Не словом единым: основы довербального общения

Общение — это гораздо больше, чем просто слова. Если мы будем фокусироваться только на вербальных навыках, то можем упустить из виду, как на самом деле начинается коммуникация у младенца. Уже в первые месяцы жизни между ребёнком и взрослым закладывается фундамент будущего языкового развития через раннее коммуникативное поведение. Учёные отмечают, что первые «разговоры» с младенцем скорее напоминают псевдодиалоги, где инициатива и поддержание общения почти полностью лежит на родителе. Взрослый чутко подстраивается под ритмы активности и паузы малыша, отвечая на его звуки, мимику или движения, и тем самым постепенно учит его основам диалога. К концу первого года, благодаря этим урокам, ребёнок становится полноценным участником коммуникации.

Язык жестов: просьбы и указания до первых слов

С 3 до 12 месяцев младенцы активно осваивают жесты. Сначала взрослые показывают им предметы, а примерно к 6 месяцам дети начинают отвечать взаимностью. К 7–8 месяцам малыши уже могут следить за указательным жестом взрослого, а вскоре и сами начинают указывать на интересующие их объекты. К своему первому дню рождения дети становятся настоящими мастерами невербального общения. Они используют жесты, чтобы что-то показать (это называют «протодекларативом») или чтобы попросить о помощи, например, достать игрушку («протоимператив»). При этом дети уже следят за тем, смотрит ли на них собеседник, и если нужно, привлекают его внимание, дёргая за одежду или используя другие способы. Со временем, по мере развития речи, жесты и слова начинают использоваться вместе, усиливая сообщение. Однако только к трём годам дети полностью осознают, что жест и слово — части одного целого. Позже, с совершенствованием речевых навыков, потребность в жестах постепенно снижается.

Восприятие речи: что слышит и понимает младенец

Развитие языка включает два ключевых аспекта: умение говорить (продуктивная речь) и умение понимать (рецептивная речь). Способность понимать развивается очень рано. Новорождённые уже предпочитают человеческую речь другим звукам, а в две недели могут отличить голос матери от чужого. Исследования мозговой активности показывают, что у младенцев, как и у взрослых, за речь и музыку отвечают разные полушария мозга.

Удивительно, но младенцы первых месяцев жизни способны различать тонкие звуковые нюансы, например, согласные «ба» и «па». Эксперименты, в которых отслеживали изменение сердечного ритма при смене звука, подтвердили эту способность. Она проявляется даже без опыта произнесения этих звуков и специального обучения. Однако эта врождённая чувствительность не безгранична. Со временем, примерно к 8–10 месяцам, дети начинают «настраиваться» на звуки своего родного языка, теряя способность различать фонемы, которые в нём не используются. Например, японские младенцы перестают различать «р» и «л». Это яркий пример взаимодействия врождённых способностей и влияния окружающей языковой среды.

Важно понимать, что само по себе различение звуков ещё не означает понимания слов. Только к концу второго года жизни ребёнок начинает использовать эти различия, чтобы различать значения слов (например, понимать разницу между «бок» и «пок» в игровом задании).

Обратите внимание: Какое место в процессе духовного развития занимает телесная сторона?.

От плача к лепету: как рождаются первые звуки

Параллельно с пониманием речи развивается и способность производить звуки. Этот процесс в первый год жизни проходит через несколько закономерных стадий:

  • Плач — первая коммуникативная система, появляющаяся с рождения.
  • Воркование и гуление (гласноподобные звуки) — возникают к концу первого месяца, часто во время общения со взрослым.
  • Лепет — начинается в середине первого года, ребёнок повторяет слоги («ба-ба-ба», «ма-ма-ма»).
  • Первые слова — появляются к концу первого года, причём лепет может ещё долго сосуществовать с осмысленной речью.

Интересно, что ранний лепет детей из разных языковых сред очень похож. Однако к 8–10 месяцам в нём начинают проскальзывать интонации и мелодика родного языка, который слышит ребёнок. На развитие лепета влияет не только созревание речевого аппарата и нервной системы, но и среда. Глухие младенцы тоже начинают лепетать, но их лепет не переходит в более сложные, речеподобные формы без звукового подкрепления.

Лепет — это не просто бессмысленные звуки. Дети меняют его в зависимости от ситуации (играя одни или общаясь с мамой) и даже подражают интонациям взрослых. Современные исследования опровергают ранние теории и доказывают, что между поздним лепетом и первыми словами существует прямая связь. Звуки, которые ребёнок осваивает в лепете, становятся строительным материалом для его первых осмысленных слов.

Таким образом, путь к речи начинается задолго до первого слова. Через довербальное общение, жесты, тонкое восприятие звуков и активный лепет ребёнок проходит сложную и удивительную подготовку, чтобы однажды уверенно сказать: «Мама».

ПсиБлог.рф

Оригинальная статья: E. Mavis Hetherington, Ross D. Parke. Child Psychology. A contemporary viewpoint. Fourth edition, 1993

Автор перевода: Золотухина Мария Сергеевна

Редакторы: Симонов Вячеслав Михайлович, Шипилина Елена Ивановна

Источник изображения: pexels.com

Ключевые слова: детская психология, научная психология, интеллектуальное развитие ребенка, как дети начинают разговаривать, развитие речи ребенка, лепет, детский лепет, влияет ли лепет на формирование речи, как лепет влияет на речь, как ребенок начинает говорить.

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Психология развития: Предшественники речи у детей.