Дети, в силу своего возраста и восприятия мира, особенно уязвимы перед внешними воздействиями. Конфликты и проблемы, которые существуют в их семьях, неизбежно находят выход за стенами дома, часто проявляясь в самом неожиданном месте — школьном классе. Поведение ребёнка на уроках и переменах может быть прямым отражением той атмосферы, в которой он живёт.
Одним из самых пугающих для педагога инцидентов является внезапная драка между учениками.
Рассмотрим гипотетический, но очень показательный пример. Ученик Петя — в целом положительный ребёнок: учится хорошо, не пропускает занятия, выполняет задания. И вдруг, на ровном месте, он бьёт кулаком в лицо однокласснице Маше. Первая реакция — осудить Петю или искать провокацию со стороны Маши. Однако корень проблемы может лежать гораздо глубже.
Вполне вероятно, что Петя является свидетелем домашнего насилия. Например, его отец может поднимать руку на мать из-за бытовых мелочей, вроде несвоевременно приготовленного ужина. Увидев такую модель «решения» вопроса, Петя бессознательно её копирует. Он просит у Маши шоколад, получает отказ и, по примеру отца, применяет силу, чтобы добиться своего или просто выразить накопившуюся агрессию.
К сожалению, докопаться до истинных причин такого поведения крайне сложно. Чем более токсичная обстановка в семье, тем сильнее давление на ребёнка с требованием «не выносить сор из избы». Эта поговорка, по сути, является призывом мириться с жизнью в «мусоре». Зачастую, чем аморальнее поступки взрослых, тем громче они рассуждают о морали и требуют её соблюдения от детей.
Токсичные семейные модели и их долгосрочные последствия
- Ты же не ждал, что я останусь навсегда? Однажды птенец улетает из гнезда.
- Ты не птенец, ты крыса. Мы не бросаем свои гнезда, мы расширяем их. (с) Рататуй
Поведение людей, выросших в дисфункциональных семьях, часто кажется окружающим нелогичным и непредсказуемым.
Приведём историю не ученика, а взрослого человека — коллеги. Всё его детство прошло под гнётом отца-алкоголика, который регулярно избивал сына. Повзрослев, молодой человек уехал, мать умерла, а отец не проявлял к нему интереса. Однако спустя годы от родителя пришло письмо с ультимативным требованием купить ему машину, подкреплённое манипуляциями о плохой жизни.
Сын ответил грубо и цинично, давая понять, что не намерен поддерживать отношения. Казалось бы, отцу стоило задуматься, но вместо этого он начал массово звонить всем знакомым сына, жалуясь на «неблагодарного урода».
Обратите внимание: История одного из учеников Pro Trader Academy.
В это время сын вступил в права наследства после матери, получив имущество и сбережения. На суде отец рыдал и продолжал играть роль жертвы, а после — снова принялся за «очернительные» звонки. Эта история наглядно показывает, как токсичные паттерны поведения, усвоенные в детстве (манипуляции, чувство вседозволенности), могут сохраняться десятилетиями.Алгоритм действий педагога при конфликте между учениками
Следующие рекомендации предназначены для педагогов, готовых брать на себя ответственность и действовать решительно.
Главная задача учителя в конфликтной ситуации — не наказание, а глубокий анализ произошедшего.
Итак, что делать, если в классе произошёл инцидент, причины которого неочевидны? Самое худшее — это бездействовать под предлогом невмешательства в «личные дела». Педагог несёт ответственность за психологический климат в коллективе.
1. Избегайте преждевременных расспросов «по-хорошему». Если ребёнок совершил проступок, мягкие просьбы объясниться могут быть восприняты им как слабость и дадут ложное чувство доминирования. То же самое касается и пострадавшей стороны — чтобы не выглядеть предвзятым, не начинайте диалог только с одним из участников.
2. Соберите письменные объяснения. Это ключевой шаг. Дайте чёткую, не обсуждаемую команду обоим участникам конфликта изложить свою версию событий на бумаге. Это дисциплинирует, помогает структурировать мысли и даёт вам документальную основу для дальнейшего разбирательства. Если ваш авторитет в классе низок, над этим пунктом нужно работать отдельно.
3. Разделите конфликтующие стороны. Миф о том, что ссорящихся детей нужно посадить рядом, чтобы они подружились, — опасное заблуждение. Для снижения напряжения необходимо максимально ограничить их контакт друг с другом: рассадить по разным рядам, развести по разным группам на внеклассных мероприятиях.
4. Подключите специалистов и родителей. Если конфликт имеет глубокие корни или повторяется, обязательно информируйте школьного психолога. Это его прямая профессиональная обязанность. Затем поставьте в известность родителей. Сообщайте факты, опираясь на письменные объяснения. Будьте готовы к эмоциональным реакциям и давлению, но помните: ваша цель — благополучие ребёнка, а не одобрение родителей.
#школа #дети #обучение детей #детская психология #курсы для детей #школьник
Еще по теме здесь: Психология.
Источник: Домашние проблемы, проявляющиеся на занятии у учеников.