Как комсомольцы переделывали деревенские праздники в 1920-е годы

Новое содержание для старых традиций

В первые годы после революции советская власть активно взялась за преобразование традиционного деревенского уклада. Одной из ключевых задач стало изменение народных праздников и обрядов — им стремились придать новое, идеологически верное содержание. Молодёжь, особенно комсомольцы, стала главной движущей силой этих преобразований, выступая в роли проводников новой культуры в сельскую среду.

Работа с молодёжью в Устьпаденге

Как вспоминал И. П. Попов, бывший секретарём сельсовета, именно весёлая и открытая ко всему новому молодёжь стала опорой для изменений. Вместо привычных, часто хулиганских частушек, на гуляньях стали звучать хоровые песни на стихи Демьяна Бедного, «Камаринская» и другие патриотические и революционные композиции вроде «Ай да ребята, ай да комсомольцы». Актив создал спортивный клуб в доме бывшего кулака, организовал драматический кружок и массовые игры после спектаклей. Знаковым событием стало приобретение радиоприёмника в 1924 году, который стал окном в большой мир. Сам Попов, будучи активистом с губной гармошкой, признавался, что старался «держаться за ребят», хотя порой и пел старые частушки, но в официальных мероприятиях исполнял только «хорошие», одобренные песни.

Антирелигиозная борьба в Азаполье

В селе Азаполье Мезенского уезда комсомольская ячейка, появившаяся в начале 1920-х, главным направлением своей работы считала антирелигиозную пропаганду. Активисты регулярно собирались в избе-читальне для совместного изучения журнала «Безбожник» и обсуждения прочитанного. Их действия не ограничивались теорией: они расклеивали листовки прямо на церкви, что вызывало бурную реакцию верующих и недовольство родителей самих комсомольцев. Позже молодёжь организовала театральный кружок и купила граммофон. Их постановки, носившие в основном антирелигиозный и сатирический характер, пользовались успехом у земляков. Особенно народ смеялся над гротескным изображением церковной службы, где поп и дьякон в стихотворной форме обсуждали, кто из прихожан какую «дань» может принести. Постепенно, как отмечали активисты, число верующих стало сокращаться. Кульминацией борьбы стала так называемая «пасха под гору», когда священнослужителю запретили проводить службы в храме и собирать пожертвования с селян.

Изменение праздничных обычаев

Агитаторы умело использовали сами народные гулянья для пропаганды новых ценностей. Например, до конца 1920-х годов на деревенских игрищах существовал обычай: девушки, кланяясь, первыми приглашали на праздник самых зажиточных парней. Комсомольцы этот «пережиток прошлого» отвергли, положив начало новым традициям. Перед праздниками молодёжь стала собираться на спевки революционных песен, а в сами праздничные дни — на демонстрации, где хором исполняли «Интернационал», «Варшавянку», «Смело, товарищи, в ногу» и другие гимны борьбы.

«Народный дом» в Дорогорском

В селе Дорогорском центром культурной жизни стал бывший дом купца Ружникова, переданный в собственность народа и получивший название «Народный дом». Вокруг него сразу сплотилась местная молодёжь. Самые активные и уважаемые девушки, за которыми и прежде заглядывались женихи, включились в борьбу за новую жизнь. При доме культуры был создан драматический кружок. Уже на первую после его основания Масленицу комсомольцы подготовили необычное представление. Они запрягли пару лошадей, украшенных лентами и колокольчиками, и установили на санях подобие передвижного балагана. Внутри этой будки был стол с самоваром, чашками, жаровней и сковородой, на которой прямо на ходу пекли блины. Артистов не было видно спереди, только сзади, что создавало эффект живого спектакля. За таким необычным шествием с фонарём, освещавшим действо как на экране, сбегалась посмотреть публика со всего села. Так старый народный праздник наполнялся новым, советским содержанием и формами.