Антирелигиозная кампания «комсомольской Пасхи»
В рамках идеологической борьбы с религией в апреле 1923 года была организована так называемая «комсомольская Пасха». В городах проводились вечера, посвящённые Копернику, выступления «живых газет», концерты и различные инсценировки. Особое внимание уделялось пикетированию церквей. Эта практика распространилась и на уездные центры. Например, в Пинеге в ночь с 26 на 27 апреля 1924 года программа включала доклад о происхождении Пасхи, театральные постановки, чтение стихов и анекдоты на антирелигиозные темы. Примечательно, что мероприятие проходило в спортзале школы, которая размещалась в здании бывшей церкви, что символизировало замещение старого порядка новым.
Реакция населения и конфликты
Подобные агрессивные акции встречали сопротивление и непонимание со стороны многих горожан и крестьян. Даже театральные постановки с антирелигиозным содержанием часто вызывали раздражение. Яркий пример — спектакль «Бог отец, бог сын и К°» на лесозаводе №1 в Цигломени. Зрительный зал разделился: рабочие завода в целом положительно восприняли постановку, в то время как крестьяне остались недовольны её содержанием и даже угрожали актёрам. Как позже признавали авторы докладной записки в Агитпропотдел ЦК РКП(б), первые опыты подобных карнавалов и демонстраций в 1923 году оказались неудачными и лишь обострили отношения между комсомольцами и местным населением, особенно в сельской местности.
Регулирование традиционных гуляний и ряжений
Власти пытались взять под контроль и традиционные народные праздники. Так, в 1923 году Архангельский городской исполнительный комитет (АрхГИК) издал постановление «О воспрещении хождения по городу в масках» во время Святок. Для поддержания общественного порядка запрещалось появляться на улицах в масках, париках или гриме. Участники маскарадов могли наряжаться только в специально отведённых местах, предварительно сдав верхнюю одежду в гардероб. Нарушителям грозили штрафом до 300 рублей или принудительными работами на срок до трёх месяцев. Организация подобных мероприятий перешла в ведение административного отдела АрхГИК.
В деревнях традиционное святочное ряжение стали представлять как признак отсталости и некультурности. По свидетельствам того времени, «ходить ряжеными по домам теперь отложено... Сейчас считается это серость, некультурно». В некоторых местах, например в Усть-Цильме, ряженых даже разгоняли, квалифицируя их действия как хулиганство.
Культурное просвещение деревни
Если в городах борьба со «старыми праздниками» началась ещё в начале 1920-х годов, то в деревни эта политика пришла значительно позже. С 1924 года стали выходить журналы Главполитпросвета (ГПП) «Изба-читальня» и «Деревенский театр», ставившие своей целью повышение культурного уровня крестьянства через «наглядные живые образы» — сценарии, инсценировки, тексты для постановок. Журналы «Город и деревня», «Красная деревня», «Журнал крестьянской молодежи» также активно пропагандировали новые, советские обряды, предлагая сценарии «комсомольских свадеб», «красных крестин» («звездин») и «октябрин». Внедрением этих новшеств на местах занимались политпросветчики.
«Красные гулянки» вместо традиционных посиделок
Власти стремились заменить традиционные, часто стихийные, молодёжные гулянья организованными «красными гулянками» с политическим подтекстом. Программа такой «красной посиделки» в деревне Сюма Шенкурского уезда выглядела следующим образом: начиналось всё с доклада о целях подобных мероприятий, затем следовали песни, чтение юмористических произведений из «Веселого чтеца-декламатора», лекция фельдшера о чесотке и чахотке, и только потом — игры. В результате получалось не столько веселье, сколько идеологически выверенное собрание с элементами развлечения. Однако во многих местах, например на святочных посиделках в Ленском районе (в 1927 году входившем в Северо-Двинскую губернию), традиции сохранялись. Они по-прежнему проходили с песнями и играми, лишь формально начинаясь с политической лекции или беседы.