Как подобрать ключик? (часть вторая)

Когда вопрос об организации режима дня и недели Дениса был решен, мы с родителями плавно подошли к Ване.

- Ну, а что с Иваном не так? – мягко спросила.

- Да, всё с ним нормально, - уверенно произнес папа. – Пацан, да пацан! Очень толковый, шумный. Со мной то он нормально себя ведет, вот в садике на него все время жалуются.

- Да, - перебила его Света, - у нас там два воспитателя. Так вот одна из них все время на него ворчит: говорит, что он то кусается, то отказывается заниматься, то бьет сверстников. А однажды мне даже заведующая позвонила, пригласила прийти. Я и пришла…

-Что дальше? – подтолкнула я.

- Сказала: «Надо что-то делать?».

- Кому делать? Вам?

- Ну, да!

- А они что сделали? Что сделал детский сад для малыша?

- Я не поняла, - изумилась Света.

- Скажите, а что говорит другой воспитатель?

- Да, собственно ничего. Говорит: «Ребенок как ребенок».

- И я о том же, - добавил Саша и вздохнул, явно давая понять, что здесь проблемы нет никакой. Логика железная: не умеют там, в детском саду, обращаться с детьми, контакт с его сыном не налажен, вот и жалуются: примите меры, примите меры.

И мы потихоньку стали распутывать этот клубок «трудного» поведения Ивана.

Оказалось, раньше проблем в детском саду не было никаких. Обычный ребенок, адаптация прошло легко и быстро. Воспитатели не жаловались. Да, очень активный, да, порой его необходимо заинтересовать в том или ином виде деятельности, требующей усидчивости, внимательности (к примеру, лепка, рисование, конструирование, слушание сказок). А во всём остальном - обычный ребенок. Несколько месяцев назад в группе сменился воспитатель, «и понеслось». То он не слушается от слова «совсем», то он спать не хочет, то на прогулке убегает и прячется от воспитателя, то вдруг поссорится или подерётся со сверстниками. И так чуть ли не каждый день! А ещё и заведующая: «Сделайте что-нибудь!» (А чего ожидать от мальчишки?! Складывается ощущение, что идеальный ребенок это тот, который весь день сидит в углу на стульчике и только чуть-чуть возмущается, что в обед в молоке было мало пенки.). Дома, по словам родителей, всё прекрасно, в меру активный, очень жизнерадостный, не делает, когда не хочет (оно и понятно). Тренер по плаванию им доволен (он тоже ходит вместе с братом в бассейн), в школе развития – проблем нет.

Получалось, что с Саньком то, в общем и целом, всё нормально. Обычный ребенок из благополучной семьи.

- Вы что хотите?

В глазах мамы читался вопрос, а глаза наполнились великим изумлением.

И я задала главный вопрос:

- Светлана, если бы на Вашего ребенка не жаловался бы воспитатель и заведующая, Вы бы пришли ко мне?

-Нет, - хором ответили родители и просияли в улыбке.

- Из нашего разговора, я понимаю только одно, это не Вы не можете подобрать «ключ» к Вашему ребенку, а в детском саду этого сделать не могут?

Оба махнули головой, всецело, по всей видимости, со мной соглашаясь.

Когда одни взрослые жалуются на поведение ребенка, это не означает, что все взрослые жалуются, и все считают, что у ребенка «трудное» или «плохое» поведение. Более того «трудное» поведение не всегда является «плохим». Для кого-то одни действия ребенка вызывают нормальную реакцию, для кого-то эти же действия вызывают бурю негативных эмоций и шквала негодования. Ребенок вообще меньше всего хочет расстраивать близких ему людей или специально насадить им. Скорее всего, дошкольник ведет себя так, как ему понятней, удобней, а в некоторых непривычных для него ситуациях он ищет обходные маневры для более яркого привлечения других людей. Вот тут-то он может выбрать самые разнообразные действия, чтобы заставить его, взрослого, обратить на него внимание, или защитить себя от взаимодействия с ним, или показать, что «нам в наших отношениях надо что-то менять, а поскольку ты взрослый, с тебя и спрос». Ребенок делает это так, как может.

По теме: От чего зависит счастье человека?.

Порой, как только взрослый начинает трансформировать на все 360 градусов свое отношение к ребенку, на эти же градусы меняется сам ребенок. Как только взрослый меняет свои стереотипные действия к дошкольнику, сам ребенок вынужден также менять свое поведение.

Мы договорились со Светой, что когда воспитатель снова начнет жаловаться на Ивана: «Он опять меня сегодня весь день не слушался!», или «Он не хотел сегодня заниматься?», или «Он плохо себя вёл?» и другие, - Света будет задавать ровно и спокойно следующие вопросы до тех пор, пока не получит внятного ответа.

Итак, вопросы следующего характера:

«Весь день? Все 10 часов пребывания ребенка в детском саду? Когда именно он Вас не слушался? В котором часу это было? Что происходило до этого? Чем он занимался? Что Вы ему предложили? Что конкретно сказали? Что предложили сделать, если отказался? В чем конкретно выражалось его «плохое» поведение? Какие действия он совершил? Какое именно его поведение надо изменить, чтобы оно стало хорошим?». Речь о том, что необходимо прояснить ситуацию до уровня «Сначала было Слово».

Задача Светы, в первую очередь, помочь себе, а затем и воспитателю понять, в чем именно выражается «плохое» поведение Ивана, при каких условиях оно становится неуправляемым. Что конкретно в этот момент сделал взрослый? Как среагировал? Что сказал? Что пробовали сделать? Изменить? Каков был результат? Ведь, в конце концов, почему только дети должны менять свое поведение, и сразу же становится «хорошенькими» и управляемыми?! А как насчет взрослых?! Нельзя принимать слова воспитателя как 100% истину. Необходимо задать вопрос «А Вы что сделали?».

Света тщательно записала все вопросы. Было видно, как ее мысли со скоростью света вращаются между собой, а уверенность в том, что ее младший сын абсолютно нормальный парнишка для своего возраста, укрепилась во сто крат. Саша просто сиял. Он всегда знал, что у него отличный сын.

Через несколько минут счастливые родители ушли. Я не сомневалась, что в садовской жизни Ивана в детском саду все поменяется в лучшую сторону. По-другому быть не может.

Как итог: взрослый на то он и взрослый с его жизненным опытом, развитым сознанием и интеллектом, чтобы пытаться самостоятельно искать и подбирать самые разнообразные «ключики» к самым непонятным, непоседливым, активным, шумным, играющим, но вечно ищущим любовь и поддержку взрослых, детям.

Берегите себя и своих детей!

Стоит еще зайти сюда: Психология.

Источник статьи: Как подобрать ключик? (часть вторая).