Октябрьская революция 1917 года стала мощным толчком для перестройки всей праздничной культуры. Новые власти начали активно внедрять революционные праздники, пытаясь вытеснить или кардинально переосмыслить традиционные народные торжества, которые веками составляли основу духовной жизни. Параллельно формировались новые советские обряды для ключевых моментов человеческой жизни — рождения, свадьбы, похорон. Это было частью масштабного проекта по преобразованию внутреннего мира человека и созданию новой, социалистической общности.
Особый путь деревни: возврат к истокам
Однако для деревень и сёл Архангельского Севера 1917 год — дата во многом условная. Если в городах смена власти была стремительной и подготовленной, то в глубинке всё шло иначе. Первая мировая, а затем Гражданская война и послевоенная разруха разорвали привычные связи между городом и селом, поставив крестьян на грань выживания. В этих экстремальных условиях люди инстинктивно вернулись к самой надёжной и проверенной веками форме хозяйства — натуральному. Это, в свою очередь, привело к неожиданному возрождению традиционной культуры во всех её проявлениях.
Хозяйственное возрождение и его последствия
Крестьяне Севера вновь обратились к старинным, почти забытым методам земледелия, вплоть до подсечно-огневой системы, чтобы расширить скудные пашни. В быту снова застучали ступы и ручные жернова, стали строиться ветряные и водяные мельницы. Женщины вновь сели за прялки и ткацкие станки, возрождались попытки выращивать лён и коноплю. Этот хозяйственный ренессанс повлёк за собой и социальные изменения: выросла роль большой, неразделённой крестьянской семьи. Ярким свидетельством этого стало активное строительство в 1920-е годы на Пинежье больших двухэтажных домов, рассчитанных на несколько поколений одной семьи. Таким образом, на Русском Севере революция привела к сложному и противоречивому процессу, где попытки навязать новую праздничную культуру сочетались с глубоким возвратом к традиционным укладам жизни.