Как родительские установки формируют финансовое мышление ребенка

Рекомендуем также прочитать: Как приманить деньги.

Примерно с трехлетнего возраста ребенок начинает активно познавать мир через взаимодействие с различными предметами, материалами и игрушками. Этот процесс является фундаментальным для его развития.

Ребенок изучает мир

Эти ранние впечатления и реакции взрослых на его запросы в дальнейшем формируют базовое отношение ребенка к материальным ресурсам, деньгам и возможностям. То, как родители реагируют на просьбы о покупках и обсуждают финансовые вопросы, закладывает в подсознании ребенка одну из двух основных программ: программу Изобилия или программу Дефицита, что в будущем может привести к установкам на Бедность или Богатство.

Для сохранения родительского авторитета и психического благополучия ребенка крайне важно избегать тревожных высказываний о нехватке, например: "...еды нет, денег нет, что мы будем есть, на что жить?...". Подобные фразы могут восприниматься ребенком как прямая угроза его безопасности и базовым потребностям, что способно породить глубинный страх за свою жизнь. Вместо этого психологи советуют использовать поддерживающие формулировки, подчеркивающие, что ресурсы есть или будут найдены: "У нас всегда достаточно еды и одежды", "Мы с тобой обязательно что-нибудь придумаем".

Типичные родительские фразы, ведущие к финансовым блокам

Родитель и ребенок в магазине

❗ "У тебя слишком много всего."

Эта, казалось бы, безобидная реплика формирует у ребенка установку на будущее: "Твои потребности уже удовлетворены сверх меры, а значит, стремиться к большему — неправильно". Во взрослой жизни это может вылиться в неспособность ставить амбициозные финансовые цели. Человек будет довольствоваться малым, подсознательно отвергая возможности для роста дохода, так как внутренний голос будет твердить, что он "и так уже много имеет". Это также сужает личные границы обладания.

❗ "Нельзя покупать так часто, ресурсов мало."

Постоянный акцент на дефиците и ограниченности ресурсов воспитывает убеждение, что денег всегда не хватает и они быстро заканчиваются. Во взрослом возрасте это приводит к хроническому страху потери финансовой стабильности, паническим накоплениям и неспособности разумно тратить даже при наличии средств. Ярким примером проявления такой массовой программы стала волна ажиотажных закупок во время пандемии коронавируса.

❗ "Поделись, не будь жадным."

Бездумное навязывание щедрости может сформировать установку, что быть успешным и обладать большим, чем у других, — стыдно. Ребенок делает вывод: если у тебя много, ты обязан делиться, а это обременительно. Следовательно, проще не иметь излишков вовсе. Это подрывает здоровое стремление к личному благополучию.

❗ "Сломал — больше не получишь."

Жесткая реакция на ошибки или случайную порчу вещей учит ребенка, что любая неудача ведет к безвозвратной потере. Гораздо продуктивнее помочь найти решение: "Давай попробуем это починить". Такой подход развивает гибкость мышления, учит искать выход из сложных ситуаций и расширяет представление о доступных ресурсах, а не загоняет в рамки страха.

❗ "Не заслужил."

Эта фраза прививает опасную установку, что любовь, внимание и материальные блага нужно тяжело "зарабатывать" и постоянно доказывать свою ценность. Особенно травматична она для девочек, у которых может сформироваться убеждение, что мужа, подарки и счастье в отношениях необходимо "заслужить" хорошим поведением, что ведет к роли жертвы и ощущению вечного долга.

❗ "Отдай младшему."

Систематическое принуждение отдавать свои вещи (особенно ценные и любимые) в угоду другим может привести к двум негативным сценариям. В первом случае вырастает человек-мазохист, который считает, что все лучшее нужно отдавать, а самому довольствоваться остатками, что убивает мотивацию к достижениям. Во втором, более тяжелом случае, у мальчика может сформироваться скрытая агрессия и ненависть к женщинам на почве убеждения, что "все лучшее — им", а мужчина должен страдать.

К счастью, все эти деструктивные установки можно переписать. Ключ — в осознанном изменении родительской стратегии общения. Важно с детства транслировать ребенку идею об изобилии мира и его ресурсов, а также тщательно контролировать свои высказывания, ведь именно они закладывают фундамент будущих отношений человека с Деньгами и материальным миром.

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Ребенок и деньги.