До недавнего времени я не была знакома ни с этим романом, ни с именем его автора. Читать его я не планировала, но один комментарий под статьёй о другой книге изменил мои намерения. Читатель посоветовал обратить внимание на «Киммерийское лето», отметив, что там тоже рассказывается о первой любви. Я решила последовать совету и нисколько не пожалела. Хочу поделиться своими впечатлениями и узнать, насколько это произведение известно в сравнении, например, с повестью Геннадия Михасенко.
Юрий Слепухин и его роман «Киммерийское лето»
(Объёмный и эмоциональный отзыв!)
Изображение из Яндекс.Картинок, бумажного издания у меня пока нет.
Изучив отзывы, я обнаружила, что Юрия Слепухина многие считают выдающимся, едва ли не гениальным писателем советской эпохи второй половины XX века. Его судьба была непростой, а творческое наследие включает, в частности, знаменитую тетралогию о Великой Отечественной войне, охватывающую предвоенные годы, само противостояние, оккупацию и плен. Первая часть этого цикла, «Перекрёсток», недавно была переиздана издательством «Речь» в стилистике советских книг (я её уже приобрела и обязательно расскажу о прочтении). Однако вершиной творчества Слепухина по праву считается именно роман «Киммерийское лето».
Изображение из Яндекс.Картинок.
Сравнивать эту книгу с «Милым Эпом» довольно сложно. Помимо темы первой любви и взросления героев (которая здесь раскрыта совершенно иначе), общего между этими произведениями мало. «Киммерийское лето» — произведение более глубокое, многоплановое, проблемное и, безусловно, более печальное.
Если бы я писала отзыв сразу после прочтения (а я поглотила книгу за два дня, забыв о сне и еде), он был бы полон безудержного восторга. Я влюбилась в этот роман! Спустя неделю эмоции немного улеглись, и некоторые моменты стали видеться не столь однозначно. И это прекрасно, ведь готовые ответы и однозначные трактовки убивают интерес к настоящей литературе.
Герои и их чувства: от романтики до вопросов
Мне искренне симпатична главная героиня, Вероника (Ника) Ратманова. Дочь состоятельных родителей, она держится с одноклассниками и учителями с удивительной для её возраста уверенностью и даже некоторой отстранённостью. Участвуя в забавах своей компании, она остаётся внутренне независимой, ценит уединение и тишину. Именно поэтому вместо пляжного отдыха в Крыму с семьёй она выбирает участие в археологических раскопках древнего поселения в Киммерии, где работает экспедиция из Ленинградского института.
Изображение из Яндекс.Картинок.
Кто мог предположить, что начальник экспедиции, тридцатилетний учёный Дмитрий Павлович Игнатьев, внезапно и без видимых причин влюбится в юную Нику? Его резкая перемена в поведении — от общения к грубому отчуждению — объясняется именно этим чувством. Эти страницы могли бы стать самыми проникновенными в романе, но, на мой взгляд, они же оказались и наименее убедительными. Чем именно эта девушка смогла покорить, казалось бы, разочарованного в женщинах мужчину? Автор не даёт прямых ответов, оставляя пространство для догадок: возможно, её чистота, доброта и внутренняя сила. Однако само признание в любви показалось мне несколько неуклюжим, текст буквально спотыкался.
При этом дальнейшее развитие их отношений — редкие звонки, трогательные письма с обращением «здравствуй, солнышко», спонтанные встречи в разных городах, совместная подготовка к Новому году — описаны с такой теплотой и романтикой, что вызывают мурашки. Всё очень целомудренно, красиво и пронзительно.
Фон эпохи: Москва и Ленинград конца 60-х
Отдельного внимания заслуживает описание быта и атмосферы Москвы и Ленинграда конца 1960-х годов. Узнаваемые места — Воробьёвы горы, Лаврушинский переулок с Третьяковкой, Ленинский проспект, Таврический сад, улица Савушкина — создают живой и ностальгический фон. Автор тонко передаёт дух времени: кафе, где молодёжь могла выпить вина днём, школьные прогулы, модные эксперименты вроде ультракоротких юбок и экстравагантных пиджаков.
Герои, как и их реальные сверстники, совмещают юношескую глупость в поведении с серьёзными внутренними поисками. Они мучаются вопросами выбора жизненного пути, противостоят родительскому давлению, размышляют о призвании и искусстве. Всё это делает их образы объёмными и понятными.
Главные темы: вина, прощение и отношения поколений
Однако для меня, даже как для романтика, история любви в этой книге — не главное. Центральными становятся темы вины, прощения и сложных отношений между родителями и детьми. Узнав шокирующую семейную тайну, Ника испытывает жгучую обиду и ненависть к родителям, доходит до мыслей о самоубийстве и сбегает из дома. Её поведение — холодное, осуждающее, жестокое — это поступок избалованного ребёнка, выросшего в тепличных условиях. Позже, осознав свои ошибки, она раскаивается, но её действия уже успевают сломать жизнь другому человеку.
Обратите внимание: История отношений одной хорошей пары.
Я намеренно не раскрываю детали сюжета, чтобы не лишать будущих читателей интриги.Ника — персонаж сложный и противоречивый. Её внутренние терзания, с одной стороны, делают её живой, а с другой — мешают быть счастливой и приносят боль окружающим. Её суд над матерью кажется мне слишком жёстким и не учитывающим обстоятельств. Да, поступок родителей ужасен, но вина перед самой Никой здесь неочевидна — её любили и баловали. Тот, перед кем они действительно были виноваты, уже простил их. Так в чём же тогда её право на такой суровый приговор?
Финал романа для меня остался несколько абсурдным. Хорошо, что он открытый, что позволяет домысливать варианты. Прямой хэппи-энд, возможно, разрушил бы глубину произведения, но мотивы поведения Ники в кульминационный момент мне не до конца ясны.
Андрей: правдоподобная любовь и тихая жертвенность
Отдельно хочется сказать об Андрее, чья сюжетная линия, на мой взгляд, прописана блестяще. Его любовь к Нике кажется самой правдоподобной в романе. Она зарождается не сразу, а через наблюдение и попытки понять девушку. Осознав своё чувство, Андрей проявляет настоящую мужскую силу и жертвенность. Он молча страдает, видя, что любимая принадлежит другому, но остаётся рядом, поддерживает и оберегает её. Его внутренние метания об искусстве и призвании отступают перед настоящей любовью, что делает его образ невероятно человечным и привлекательным.
Вот видите, как я разошлась! А всё потому, что, несмотря на все критические замечания, книга действительно замечательная. Она захватывает, заставляет думать и сопереживать и долго не отпускает после прочтения. Я с нетерпением жду возможности начать «Перекрёсток».
В завершение приведу одну из прекрасных цитат, которая, на мой взгляд, отражает суть чувств героя:
«Никион, ты не знаешь, чем ты стала для меня за этот год. Даже меньше — года еще нет, а я за это время словно прожил вторую жизнь. Я ведь и раньше жил только для того, чтобы тебя встретить. Я просто этого не знал, понимаешь? Странно — жил, как живут все… учился, сдавал экзамены, зачеты, писал диссертацию, рылся в земле, и все это для того, оказывается, чтобы встретить тебя. И действительно — встретил. Что же, ты думаешь, я смогу теперь жить, как до тебя? Поздно, Никион. Для меня это теперь — на всю жизнь. И как бы все ни сложилось… я имею в виду — потом, в будущем… мне достаточно сознания, что ты есть, что мы с тобой дышим одним воздухом, ходим по одной земле. Только это я и хотел сказать… любимая. Только это.»
Читать эту книгу советую всем, не только поклонникам советской эпохи. Я же сама непременно приобрету бумажное издание, если его переиздадут.
А вы читали «Киммерийское лето»? Что думаете о героях и их поступках? Согласны ли с моими выводами? И как вы считаете, почему роман получил такое название?
Спасибо, что дочитали до конца!
#литература #чтение #книги для подростков #ссср #советская литература #книги о любви
Еще по теме здесь: Отношения.
Источник: "Киммерийское лето" ю. Слепухина: советская история большой любви, вины...и глупости.