Название стиля происходит от латинского слова «classicus», что переводится как «образцовый» или «порядок». Эта этимология хорошо отражает характер людей, которым близка такая эстетика: основательных, ценящих гармонию и чёткие правила. Исторически классицизм принято разделять на два основных этапа: первый относится к XVII веку, а второй, часто именуемый неоклассицизмом, охватывает период с XVIII по начало XIX века.
Истоки и развитие в Европе
Зарождение классицизма неразрывно связано с наследием итальянских мастеров эпохи Возрождения. Их идеи легли в основу нового подхода к оформлению интерьеров, где роскошь дворцов знати стала выражаться через упорядоченность. Особенно ярко стиль расцвёл во Франции в эпоху правления Людовика XIV, известного как «король-солнце». Именно при нём были созданы знаменитые архитектурные ансамбли, такие как Версаль. Отличительными чертами стали строгие прямые линии, симметрия и пропорциональность, которые прослеживались во всех элементах — от геометрии мебели до стриженых кустов в регулярных парках.
Национальные особенности стиля
В каждой стране классицизм приобрёл свои уникальные черты. Например, английская версия стиля отличается сдержанностью, даже некоторой чопорностью и холодной элегантностью. Для английских интерьеров того периода характерно обязательное наличие просторного холла, а также использование декоративных плафонов на потолках. В Россию классицизм пришёл в XVIII веке, впитав в себя как французскую парадность, так и английскую строгость, что нашло отражение в архитектуре Санкт-Петербурга и московских усадеб.
Наследие и производные направления
Классицизм дал импульс для развития нескольких других значимых стилей. Так, в эпоху Наполеона I на его основе сформировался ампир (от франц. «empire» — империя), для которого характерно активное использование военной и имперской символики: изображений шпаг, лавровых венков, орлов и доспехов. Другим известным ответвлением стало барокко, которое, в отличие от классицизма, строится на динамике и сложных формах. Его легко узнать по изогнутым линиям, витым лестницам, овальным залам и обилию декора. Обилие резьбы, позолоты и лепнины в барокко часто создаёт ощущение насыщенности и даже некоторой перегруженности пространства.