Лидерство и типы лидеров

"Я не боюсь армии львов, возглавляемых овцой, но я боюсь армии овец, возглавляемых львом".
Александр Македонский
ЛИДЕР – заимствование из английского, где «leader» – образовано от «to lead» – «вести». По такому же смысловому принципу образовано и слово вождь – от глагола вести: буквально «ведущий».
Этимологический словарь Крылова

В связи с политической ситуацией, сложившейся последнее время в России, тема лидерства стала очень актуальной. У нас возник интерес понять глубинные процессы формирования лидерства, используя психоаналитический подход.

Цель статьи – раскрытие бессознательных процессов становления личности как лидера.

Задачи

  1. дать определение ключевых понятий;
  2. найти истоки лидерских качеств;
  3. определить основные характеристики типов лидерства;
  4. показать графически динамику типов лидерства;
  5. раскрыть влияние отдельного типа лидера на общество.

Чтобы не усложнять наши рассуждения психоаналитическими терминами, мы решили использовать лишь основные понятия.

  • Психический аппарат – это механизм, служащий для регулирования напряжения в теле человека, т.е. регулятор, который приводит к сбалансированности нашей психики.
  • Напряжение (телесное) – процесс, который служит для реализации наших влечений и желаний, дает нам сигнал о той или иной нашей телесной потребности. Чтобы снять напряжение нам необходим Объект, как главное условие нормального функционирования тела.

Пример: нам грустно – мы находим объект, который может нас выслушать.

  • Расслабление (телесное) – состояние спокойствия и расслабления тела.
  • Субъект – это мы сами.
  • Объект – это нечто, отличное от нас.
  • Внешний Объект – это объект, который находится вне зона взаимодействия между двумя значимыми людьми. Внешний Объект никогда не является частью значимого объекта, а находится во внешней реальности.

Пример: во взаимодействии ребенка и матери внешним объектом является, например, воспитатель из детского сада.

Еще раз подчеркнем, что терминология специально нами упрощена, чтобы сделать более понятной суть статьи.

Напряженные участки появляются в разных частях нашего тела постоянно. Подчеркну, что наше тело первично. Чтобы снять напряжение в определенном участке тела, мы должны прикоснуться этой частью к значимому объекту (мать, отец и др.). Что находится в напряженных местах? Наши влечения, желания.

Чтобы полностью расслабиться, необходимо всем телом соприкоснуться со значимы Объектом. Только при наличии всех этих условий нормализуется телесное напряжение. Если мать и ее ребенок полностью соприкасаются друг с другом, то происходит расслабление обоих.

При этом у ребенка формируется ряд качеств:

  • ребенок узнает больше о своем и материнском теле;
  • начинается процесс интегрирования;
  • формируются знания о работе своего тела;
  • возникает понимание материнских и собственных чувств;
  • появляются навыки для того, чтобы самостоятельно справляться с собственным телесным напряжением;
  • развивается глубокое понимание себя и других.

Каковы все-таки истоки формирования лидерских качеств?

Главное необходимое качество лидера – это понимание функционирования собственного тела, которое также позволяет понимать других. Если мать была внимательна к ребенку во всех его потребностях, то, повзрослев, этот ребенок также станет внимателен к другим. Он будет замечать и чувствовать не отдельные качества Объекта, а Объект в целом; понимать не только собственные потребности, но и потребности окружающих людей.

Таким образом, знать потребности своего тела можно только тогда, когда оно полностью соприкоснулось со значимым Объектом. Такой человек не сможет оставаться в стороне, он всегда будет чуток к запросам и потребностям других людей. Тело такого человека функционирует так, что он сможет телесно расслабиться лишь в том случае, когда все участки его тела соприкоснутся с близким объектом, с другим объектом, с группой, с обществом. Он также становится собирателем влечений и потребностей окружающих его людей.

Обращаю внимание, что в истоке лидерства находится мать, хорошо чувствующая и понимающая собственное тело, и, соответственно, хорошо воспринимающая своего ребенка и внимательная к его потребностям. Процесс понимания друг друга должен быть взаимным.

В процессе изучения данного вопроса нами были выделены следующие типы лидеров:

  • Антилидер;
  • Переходный Лидер;
  • Формирующийся Лидер;
  • Зрелый Лидер.

1. Антилидер

Ранее мы говорили, что процесс взаимодействия матери и ребенка очень важен, но в силу личностных характеристик соприкосновения между ними бывают различными. Начнем с ситуации, когда соприкосновение было фрагментарным, т.е. в процессе взаимодействия участвовали лишь отдельные части тела. Если между матерью и ребенком имело место локальное соприкосновение, то в данном взаимодействии мать и ребенок понимают и чувствуют друг друга не полностью.

Пример: мать боится при кормлении грудью прижимать ребенка к своему телу, и взаимодействие происходит лишь между губами ребенка и грудью матери. Данная ситуация приводит к тому, что ребенок понимает себя и мать фрагментарно.

Повзрослев, ребенок становится лидером (класса, группы, двора и т.д.). Его лидерство приобретает определенные особенности, которые выражаются в следующих характеристиках:

  • удовлетворение лишь небольшой части своего тела при взаимодействии с Объектом;
  • поиск какой-либо наиболее привлекательной для себя части Объекта для удовлетворения своих узких потребностей;
  • поддержка лишь части общества для безопасности и удовлетворения своих политических амбиций.

Такого лидера мы назвали «Антилидером».

Для более глубокого понимания обратимся к схеме (Рис.1).

Рис.1. Схема функционирования Антилидера

Антилидер (на схеме обозначен как «Объект») активно взаимодействует лишь с небольшой частью Субъекта, т.е. с той частью которую он понимает. Точечное воздействие приводит к участию в процессе соприкосновения (понимания) лишь некоторых фрагментов Субъекта. Остальные участки Субъекта не вовлечены в процесс взаимодействия и находятся в безразличном состоянии. В результате отсутствия соприкосновения между Объектом и Субъектом они находятся в состоянии напряжения. Между их не соприкоснувшимися частями формируется зона отчуждения, т.е. пустота, где в отсутствие объективной информации появляются непонимание, идеализация, фантазии, иллюзии и пр.

Антилидер своими действиями стремится к тому, чтобы безразличные участки Субъекта продолжали оставаться в нейтральном состоянии, т.к. они ему не понятны. Он не знает к чему приведет активация этих участков, боится этого. У Объекта возникает страх, истоки которого ему не понятны. Антилидер не может нормализовать свое напряжение в отношениях с Субъектом, и снимает его с помощью Внешнего Объекта. Что касается напряжения Субъекта, то оно остается постоянно высоким, т.к. он лишен ресурса для нормализации напряжения.

Обратимся к положительным и отрицательным сторонам Антилидера.

Положительные черты:

  • четкое понимание отдельных процессов (Антилидер способен уловить динамику функционирования отдельных групп общества);
  • большое внимание мелочам (чтобы совершить какое-либо действие, он готовит подробный план, внимательно взвешивает все «за» и «против»);
  • методичность;
  • упорство.

Отрицательные черты:

  • фрагментарное видение (неспособность видеть ситуацию в обществе в целом);
  • недоверчивость (данное качество приводит к тому, что Антилидеру необходимо все контролировать);
  • отсутствие открытости и доступности;
  • сосредоточенность на реальности (концентрация приводит к тому, что понимание перспектив общества и государства для него недоступно);
  • соприкосновение с людьми носит фрагментарный характер (Антилидер неспособен видеть человека в целом. Фрагментарное видение Антилидера приводит к тому, что он становится уязвим).

2. Переходный Лидер

При общении матери и ребенка у ребенка телесное напряжение минимально. Мать находится достаточно близко к телу младенца. Желания ребенка исполняются матерью сразу же по мере их возникновения. Большинство запросов находится в состоянии удовлетворения.

Переходный Лидер – это личность, обладающая рядом качеств:

  • начальная стадия понимания своих частей тела, их потребностей;
  • способность понимать, что части тела, которые не вовлечены во взаимодействие, необходимо приблизить.

Политический Переходный Лидер способен определить, какие части общества не взаимодействуют с государством. Затем он начинает их вовлечение во взаимодействие.

На схеме (Рис.2) показано, как функционирует Переходный Лидер.

Рис.2. Схема функционирования Переходного Лидера

Объект снижает давление в месте точечного соприкосновения с Субъектом. Постепенно Объект и Субъект начинают сближаться. В результате у Объекта появляется возможность соприкоснуться с некоторыми частями Субъекта, которые до этого находились в состоянии безразличия. Помимо участков точечного взаимодействия, возникают зоны соприкосновения большей площади. Объект начинает проявлять интерес к тем частям Субъекта, которые ранее были безразличны. При их соприкосновении перераспределяется и нормализуется напряжение Объекта и Субъекта. Зона отчуждения сокращается.

Положительные черты:

  • невысокое телесное напряжение;
  • расслабленное состояние большей части тела (аналогично государство и многие слои общества находятся в состоянии взаимодействия);
  • сбалансированная жизнь государства (всплески общественной активности минимальны).

Отрицательные черты:

  • зона отсутствия контакта (отчуждения) матери и ребенка незначительна;
  • нерешительность (аналогично лидер государства не способен к кардинальным изменениям);
  • неспособность выдерживать сильное напряжение (общественная активность воспринимаются негативно).

3.     Формирующийся Лидер

У истоков становления Формирующегося Лидера лежит отсутствие телесного напряжения во взаимодействии матери и ребенка. Данное телесное напряжение сбалансировано. Отношения матери и ребенка взаимовыгодны. При взаимодействии с телом матери тело ребенка максимально расслаблено. Характер их отношений симбиотический.

Формирующийся Лидер – это личность, обладающая следующими чертами:

  • понимание и удовлетворение потребностей Субъекта;
  • способность понять и удовлетворить потребности большого количества людей;
  • способность всем телом соприкоснуться с объектом, и через это соприкосновение понять и Объект, и себя в целом.

Политический лидер понимает все слои общества и откликается на их запросы.

На схеме (Рис.3) показано, как функционирует Формирующийся Лидер.

Рис.3. Схема функционирования Формирующегося Лидера

Для такого типа лидерства характерно отсутствие зон точечного соприкосновения между Объектом и Субъектом. Объект полностью покрывает Субъект. Все участки Объекта и

Субъекта плотно соприкасаются, они полностью вовлечены во взаимодействие. Объект и Субъект имеют возможность понимать чувства и потребности друг друга. Зона Отчуждения отсутствует. Объект в полной мере делится с Субъектом ресурсом, который он получает от Внешнего Объекта. Это идеальная картина.

Положительные черты:

  • ровное умеренное напряжение тела (аналогично правление ровное, без социальных всплесков);
  • равномерное обслуживание всех участков тела (одинаково невысокое внимание ко всем социальным слоям);
  • медленное развитие общества.

Отрицательные черты:

  • неспособность к инновациям;
  • неспособность справляться с любыми видами социальных потрясений;
  • подавление ярких личностей, нарушающих общественное спокойствие;
  • ключевой момент при выборе партнера (группы людей, общества, государства) – уравновешенность, лояльность, надежность.

4.     Зрелый Лидер

В процессе формирования Зрелого Лидера отношения матери и ребенка носят разнообразный характер. Функционированию тела присущи различные черты. Реакция матери нестереотипна и соответствует ситуации. Напряжение и расслабление сменяют друг друга. Мать понимает своего ребенка, чувствует его напряжение, тем самым регулируя свои действия.

Зрелый Лидер – это личность, которая объединяет в себе черты трех предыдущих типов лидерства (Антилидера, Переходного Лидера и Формирующегося Лидера) и использует каждую из них по необходимости.

В случае возникновения сильного локального напряжения у Объекта в месте напряжения происходит отрыв Объекта от Субъекта, возникает зона отчуждения (ситуация Антилидера). Чтобы снять напряжение, Объект использует ситуацию Переходного Лидера. В то же самое время большая часть Объекта находится в состоянии Лидера, т.е. полностью соприкасается с Субъектом.

Очередная схема (Рис.4) показывает, как функционирует Зрелый Лидер.

Рис.4. Схема функционирование Зрелого Лидера

Положительные черты:

  • способность видеть ситуацию как в целом, так и в частном;
  • высокая гибкость;
  • адекватная реакция на различные ситуации.

Политические деятели с точки зрения лидерства

  • Яркие представители Антилидеров: Мао Цзэдун, Ким Чен Ир, Пол Пот, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт, Никита Михалков;
  • Антилидеры с чертами Переходного Лидера: Петр I, Владимир Ленин, Георгий Жуков, Фидель Кастро, Алла Пугачева, Сергей Королев, Жанна д’Арк;
  • Переходный Лидер: Перикл, Маргаретт Тетчер, Де Голь, Уинстон Черчиль, Никита Хрущев, Аугусто Пиночет, Михаил Кутузов, Джон Кеннеди, Будда, Сильвио Берлускони, Альберт Эйнштейн, Елизавета I, Коко Шанель;
  • Формирующийся Лидер: Леонид Брежнев, Николай II;
  • Зрелый Лидер: Ситв Джобс, Бил Гейтс, Генри Форд, Конфуций, Далай Лама.

Выводы

  1. Основа любых отношений – способность воспринимать, чувствовать, быть эмпатичным  и открытым к желаниям и потребностям своего тела и, следовательно, к желаниям и потребностям другого Объекта.
  2. Любые отношения возможны только в том случае, если другой Объект понимается одновременно как фрагментарно, так и целостно.
  3. Лидер – это зрелая интегрированная личность, которая способна чувствовать наиболее активные Объекты, опираться на них, вовлекать пассивные группы (массы, слои общества), находить объединяющие элементы во всех слоях общества и интегрировать их в процесс государственности.
  4. Лидер способен создать систему формирования личности от рождения ребенка до становления гражданина.
  5. Лидер опирается на все слои общества, взаимодействует со всеми ними одновременно, предоставляет свободу выбора, учитывает возможности и обеспечивает уверенное и равномерное их развитие.
  6. Лидер обязан быть предельно честным и открытым перед собой и обществом.
  7. Лидер понимает культуру, традиции, историю своего народа.
  8. Лидер – это общество, а общество – это лидер.

Булатов Дмитрий Владимирович, психолог, психоаналитик

Благодарю за помощь в написании статьи Елену Ваневскую и Рафаэля Тямаева.

Январь 2012 г.

г. Екатеринбург

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Лидерство и типы лидеров.