В последние годы Россия столкнулась с тревожной эпидемией ложных сообщений о минировании образовательных учреждений. Анализ показывает, что в подавляющем большинстве случаев инициаторами этих актов являются сами школьники. Что движет подростками, совершающими подобные поступки? Является ли это просто детской шалостью или за этим скрываются более глубокие социальные и психологические проблемы? На эти вопросы отвечает ведущий психиатр и психотерапевт Екатерина Шурова.
Масштабы явления: хроника тревожных сообщений
Весна 2021 года стала периодом особенно интенсивной волны ложных угроз, прокатившейся по всей стране. Ситуация приобрела системный характер, когда учебные заведения в разных регионах один за другим становились объектами анонимных звонков и писем.
В марте были эвакуированы 36 школ в Донецке Ростовской области и 28 учебных заведений в Томске, где виновником оказался 17-летний выпускник. Конец марта ознаменовался массовыми эвакуациями в Подмосковье и Перми. В апреле угрозы поступили в школы Хабаровска, где была задержана восьмиклассница, и в Калуге, где ответственность взяла на себя хакерская группировка. Май продолжил эту тревожную тенденцию в Казани, Екатеринбурге, Москве и Тюмени.
Эта волна не была первой. Еще в 2017 году ужесточение законодательства о телефонном терроризме после эвакуации тысяч зданий лишь сместило каналы коммуникации — злоумышленники перешли на электронную почту, что сделало расследование сложнее, а явление — более массовым.
Психологический портрет нарушителя: кто стоит за угрозами?
Специалисты выделяют три основные категории людей, совершающих ложные сообщения о минировании.
Люди с психическими расстройствами
Наименее многочисленная группа. Их действия продиктованы болезненными состояниями — галлюцинациями, бредовыми идеями или «голосами», которые приказывают совершить подобный поступок.
Идеологические нарушители и террористы
Их мотивация связана с продвижением антисоциальных идей, запугиванием общества или местью. Часто это личности с психопатическими чертами, склонные к демонстративным и криминальным действиям.
Подростки — основная группа риска
Именно школьники составляют абсолютное большинство задержанных по этим делам. Их поступки редко связаны с идеологией или болезнью. Чаще всего это попытка решить внутренние психологические проблемы внешними, деструктивными способами.
Подросток, отправляющий ложное сообщение, может стремиться к нескольким целям одновременно: привлечь внимание, которого ему не хватает, почувствовать свою значимость и власть над ситуацией, завоевать авторитет у сверстников как «смельчак», сорвавший уроки. Зачастую за этим стоят проблемы с социализацией, конфликты в школе или семье, низкая самооценка.
Фото задержания омского нарушителя. Источник: Яндекс-картинки
Важной характеристикой таких подростков является инфантилизм — неспособность в полной мере осознать причинно-следственные связи своего поступка. Для них «лжеминирование» равно «эвакуации» — яркому событию, отмене занятий. Они не задумываются о колоссальных затратах на работу спецслужб, скорой помощи, о моральном ущербе и панике, которую сеют, и, что самое главное, о неотвратимости сурового уголовного наказания.
Сватинг: когда террористическая тактика становится подростковым «челленджем»
Отдельным и крайне опасным трендом стал «сватинг» (от англ. SWAT — Special Weapons and Tactics). Изначально это была тактика преследования, когда злоумышленник анонимно направлял спецназ по ложному вызову на адрес своей жертвы, желая её оклеветать или подвергнуть опасности. В США такие случаи иногда заканчивались трагически.
Название происходит от «SWAT» − аббревиатуры штурмовой группы со спецвооружением в США, аналога нашего СОБР. Источник: Яндекс-картинки
Сегодня эта террористическая по своей сути тактика была присвоена подростковой субкультурой. «Сватерами» часто становятся геймеры, которые таким образом мстят своим онлайн-оппонентам, взламывая их аккаунты и отправляя угрозы. Однако явление быстро вышло за рамки игрового сообщества, превратившись в своеобразный опасный «челлендж» — модный поступок, на который решаются, чтобы не отстать от сверстников или выделиться.
Правовые последствия: серьёзная ответственность за «шутку»
В России ложное сообщение об акте терроризма — это не административное правонарушение, а уголовное преступление по статье 207 УК РФ. Наказание предусмотрено суровое: крупный штраф (от 200 тысяч до 1 миллиона рублей) или лишение свободы на срок от 3 до 5 лет. Кроме того, виновник (или его родители) обязаны возместить все материальные затраты на проведение проверки и эвакуации.
К уголовной ответственности привлекают с 14 лет. Для детей младшего возраста обязательна постановка на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, а вся финансовая ответственность ложится на родителей.
Эксперт подчеркивает: донести эту информацию до ребенка — критически важная задача родителей и педагогов. Не менее важен родительский контроль за цифровой активностью подростка, его кругом общения и интересами в сети, где и рождаются многие опасные тренды.
Проблема ложных минирований — это комплексный вызов, лежащий на стыке права, педагогики и психологии. Её решение требует не только карательных мер, но и профилактической работы, внимания к психологическому климату в школах и семьях, а также повышения цифровой грамотности и правосознания среди подростков.
Другие статьи по теме:
Почему подростки стали чаще болеть психическими расстройствами? Рассказывает детский психиатр
Селфхарм у подростка. Комментирует психиатр
Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь. Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас! Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.
И будьте здоровы!
Ваши Василий и Екатерина Шуровы
Обратите внимание: Что происходит с нами в 40 лет?.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Ложное минирование школ – почему это происходит и кто такие «сватеры»? Комментирует психиатр.