Загадка живого образа
Александра Викторовна, педагог и исследователь, давно интересовалась феноменом, который можно наблюдать в театре и кино: когда актёр с помощью своего мастерства вдыхает жизнь в персонажа, тот обретает собственную сущность и начинает существовать уже независимо от создателя. Этот процесс выходит за рамки простого исполнения роли.Работая в детском музыкальном театре при гимназии и параллельно занимаясь научными исследованиями на экспериментальных площадках, Александра полностью погружалась в дело. Такая интенсивная деятельность помогала ей отвлечься от бытовых трудностей и чувства личной неустроенности.
На одной из педагогических конференций она планировала наглядно продемонстрировать коллегам, как работает персонификация образа и как она влияет на детское восприятие.
Что такое персонификация?
Персонификация — это психологический и художественный приём, при котором неодушевлённому объекту или абстрактному понятию приписываются человеческие черты, эмоции и поступки. Хотя этот метод широко используется в литературе, его глубинные механизмы воздействия на психику, особенно детскую, до сих пор до конца не разгаданы. Эффект от умелой персонификации часто бывает потрясающим.В детском театре этот приём вызывает особый отклик. Дети испытывают неподдельную «радость узнавания», когда видят в персонаже знакомые человеческие качества. Именно поэтому герои с ярко выраженным характером — такие как Винни-Пух, Карлсон, Чебурашка или Кот Леопольд — становятся для них по-настоящему близкими и любимыми.
Популярными у детей становятся персонажи с ярко выраженными личностными качествами
Мастер-класс: от осуждения к сочувствию
Свой следующий мастер-класс Александра Викторовна проводила для незнакомого второго класса в одной из районных школ. Дети, предупреждённые учителем о важности мероприятия, сидели напряжённо и скованно.
Педагог начала с простого. Она прикрепила к магнитной доске три изображения: неопрятную девочку с разбитой тарелкой, мальчика в поношенной одежде с тряпкой в руках и другую девочку, бросившую игрушки на землю.
На вопрос, нравятся ли им эти дети, класс хором ответил: «Нет!». Малыши, воспитанные в духе аккуратности, сразу назвали причины: «Они грязные и неряшливые... а значит, и ленивые!».
Они грязные и неряшливые, и значит - ленивые?
Тогда Александра Викторовна изменила подход. Она дала каждому ребёнку на картинке имя и историю, объясняющую их внешний вид и состояние.
Сила имени и истории
Имя — это первый и ключевой шаг к созданию личности. Оно выделяет человека из толпы и становится отправной точкой для любого живого образа.Девочку с разбитой тарелкой звали Таня. Её мама тяжело болела и лежала в больнице, а девочка была в страшной тревоге, отчего у неё всё валилось из рук. Услышав это, дети стали описывать Таню другими словами: «грустная», «одинокая», «потерянная», «несчастная».
Мальчика звали Дима. Он был сиротой, заботился о больной бабушке и брался за любую работу, чтобы помочь ей. Восприятие детей мгновенно перестроилось. Теперь они видели в нём «усталого», «доброго», «заботливого».
К третьей картинке класс уже был полностью настроен на эмпатию. Девочку Машу, заблудившуюся в лесу после погони за ёжиком, дети тут же захотели спасти. Они активно предлагали свои варианты помощи, готовые даже разыграть сценку спасения.
Обратите внимание: У КОГО ЕСТЬ РЫБА, ТОТ БУДЕТ СЫТ ВЕСЬ ДЕНЬ. У КОГО ЕСТЬ УДОЧКА -БУДЕТ СЫТ ВСЮ ЖИЗНЬ..
Выводы для педагогов
После урока, обращаясь к коллегам, среди которых были и молодые учителя, и строгое руководство во главе с директором Софьей Дмитриевной, Воронцова сделала важный вывод. Дети по своей природе невероятно отзывчивы. Глубинный страх потеряться или остаться без родителей делает их особенно восприимчивыми к историям о попавших в беду сверстниках.
«Вот что творит персонификация! — сказала Александра Викторовна. — В руках артиста или режиссёра она становится мощным инструментом для передачи идеи и пробуждения эмоций. Но та же сила в руках талантливого мошенника может сделать жертвами наивных людей. Мошенники — тоже артисты, они мастерски мимикрируют, играя то жалкое, то агрессивное существо».
А что же происходит в детском театре? Книга или спектакль для ребёнка — это модель мира и правил поведения. Персонификация, делая образ достоверным и узнаваемым, закладывает в душу ребёнка важные эмоциональные и нравственные ориентиры. Можно сказать, что театр как искусство начинается именно с этого волшебного оживления.
#живой образ #персонификация #детская психология #педагогические технологии #детский театр
Еще по теме здесь: Психология.
Источник: Другая жизнь: таинство живого образа.