Магия оживления: как персонификация создаёт живые образы в театре и педагогике

Загадка живого образа

Александра Викторовна, педагог и исследователь, давно интересовалась феноменом, который можно наблюдать в театре и кино: когда актёр с помощью своего мастерства вдыхает жизнь в персонажа, тот обретает собственную сущность и начинает существовать уже независимо от создателя. Этот процесс выходит за рамки простого исполнения роли.

Работая в детском музыкальном театре при гимназии и параллельно занимаясь научными исследованиями на экспериментальных площадках, Александра полностью погружалась в дело. Такая интенсивная деятельность помогала ей отвлечься от бытовых трудностей и чувства личной неустроенности.

На одной из педагогических конференций она планировала наглядно продемонстрировать коллегам, как работает персонификация образа и как она влияет на детское восприятие.

Что такое персонификация?

Персонификация — это психологический и художественный приём, при котором неодушевлённому объекту или абстрактному понятию приписываются человеческие черты, эмоции и поступки. Хотя этот метод широко используется в литературе, его глубинные механизмы воздействия на психику, особенно детскую, до сих пор до конца не разгаданы. Эффект от умелой персонификации часто бывает потрясающим.

В детском театре этот приём вызывает особый отклик. Дети испытывают неподдельную «радость узнавания», когда видят в персонаже знакомые человеческие качества. Именно поэтому герои с ярко выраженным характером — такие как Винни-Пух, Карлсон, Чебурашка или Кот Леопольд — становятся для них по-настоящему близкими и любимыми.

Популярными у детей становятся персонажи с ярко выраженными личностными качествами

Мастер-класс: от осуждения к сочувствию

Свой следующий мастер-класс Александра Викторовна проводила для незнакомого второго класса в одной из районных школ. Дети, предупреждённые учителем о важности мероприятия, сидели напряжённо и скованно.

Педагог начала с простого. Она прикрепила к магнитной доске три изображения: неопрятную девочку с разбитой тарелкой, мальчика в поношенной одежде с тряпкой в руках и другую девочку, бросившую игрушки на землю.

На вопрос, нравятся ли им эти дети, класс хором ответил: «Нет!». Малыши, воспитанные в духе аккуратности, сразу назвали причины: «Они грязные и неряшливые... а значит, и ленивые!».

Они грязные и неряшливые, и значит - ленивые?

Тогда Александра Викторовна изменила подход. Она дала каждому ребёнку на картинке имя и историю, объясняющую их внешний вид и состояние.

Сила имени и истории

Имя — это первый и ключевой шаг к созданию личности. Оно выделяет человека из толпы и становится отправной точкой для любого живого образа.

Девочку с разбитой тарелкой звали Таня. Её мама тяжело болела и лежала в больнице, а девочка была в страшной тревоге, отчего у неё всё валилось из рук. Услышав это, дети стали описывать Таню другими словами: «грустная», «одинокая», «потерянная», «несчастная».

Мальчика звали Дима. Он был сиротой, заботился о больной бабушке и брался за любую работу, чтобы помочь ей. Восприятие детей мгновенно перестроилось. Теперь они видели в нём «усталого», «доброго», «заботливого».

К третьей картинке класс уже был полностью настроен на эмпатию. Девочку Машу, заблудившуюся в лесу после погони за ёжиком, дети тут же захотели спасти. Они активно предлагали свои варианты помощи, готовые даже разыграть сценку спасения.

Обратите внимание: У КОГО ЕСТЬ РЫБА, ТОТ БУДЕТ СЫТ ВЕСЬ ДЕНЬ. У КОГО ЕСТЬ УДОЧКА -БУДЕТ СЫТ ВСЮ ЖИЗНЬ..

Выводы для педагогов

После урока, обращаясь к коллегам, среди которых были и молодые учителя, и строгое руководство во главе с директором Софьей Дмитриевной, Воронцова сделала важный вывод. Дети по своей природе невероятно отзывчивы. Глубинный страх потеряться или остаться без родителей делает их особенно восприимчивыми к историям о попавших в беду сверстниках.

«Вот что творит персонификация! — сказала Александра Викторовна. — В руках артиста или режиссёра она становится мощным инструментом для передачи идеи и пробуждения эмоций. Но та же сила в руках талантливого мошенника может сделать жертвами наивных людей. Мошенники — тоже артисты, они мастерски мимикрируют, играя то жалкое, то агрессивное существо».

А что же происходит в детском театре? Книга или спектакль для ребёнка — это модель мира и правил поведения. Персонификация, делая образ достоверным и узнаваемым, закладывает в душу ребёнка важные эмоциональные и нравственные ориентиры. Можно сказать, что театр как искусство начинается именно с этого волшебного оживления.

#живой образ #персонификация #детская психология #педагогические технологии #детский театр

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: Другая жизнь: таинство живого образа.