Лев Выготский: гений, опередивший время. К 125-летию со дня рождения

Коллаж ТД «Библио-Глобус»

Александр Лурия, выдающийся отечественный психолог, дал исчерпывающую характеристику своему учителю и другу: «Всему лучшему в развитии русской психологии мы обязаны Выготскому. Л.С. Выготского по праву можно назвать гением».

Неисчерпаемое наследие

Научное наследие Льва Семёновича поражает своим масштабом — около трёхсот работ. Его идеи, отличающиеся глубиной и оригинальностью, остаются актуальными и продолжают тщательно изучаться исследователями по всему миру. Как отмечал журнал «Вопросы психологии» почти полвека назад, Выготский внёс фундаментальный вклад практически во все области психологической науки: от психологии искусства и общей психологии до детской, педагогической, а также патопсихологии и нейропсихологии.

Десять лет гения

Особенно поражает тот факт, что этот колоссальный вклад был сделан всего за одно десятилетие. Судьба отпустила учёному лишь 37 лет жизни, полной трудностей, материальных лишений и моральных испытаний. Страдая от туберкулёза, он разъезжал с лекциями по стране, чтобы обеспечить семью. Студенты, завороженные его выступлениями, проходившими при полных аншлагах, с удивлением отмечали контраст между мощью его мысли и крайней бедностью одежды: поношенное пальто, простые брюки и лёгкие туфли даже в лютые морозы.

Путь в науке: психика в развитии и взаимодействии

Для себя Выготский чётко определил программу исследований: он стремился объяснить внутренние психические процессы не через призму организма, а через его активное взаимодействие с окружающим миром. Учёный был убеждён, что понять психику можно только в её динамике и развитии. Поскольку наиболее интенсивно это развитие происходит в детстве, он глубоко погрузился в детскую психологию.

Это совпало с расцветом педологии — новой комплексной науки о развитии ребёнка. Увлёкшись ею, Выготский вскоре стал ведущим педологом СССР, что в итоге обернулось против него. Его работы были объявлены «буржуазными» и отступлением от марксистской идеологии.

Последний путь и возвращение наследия

Весной 1934 года сильнейший приступ туберкулёза положил конец его работе. Отправляясь в санаторий, учёный взял с собой лишь томик шекспировского «Гамлета», о котором когда-то написал: «Не решимость, а готовность — таково состояние Гамлета».

Обратите внимание: Отношения родителей после рождения ребенка.

После его смерти о трудах надолго забыли, но со временем педагоги и психологи вновь открыли для себя богатейшее наследие Выготского. Его идеи, намного опередившие эпоху, легли в основу многих современных образовательных подходов: системы Эльконина-Давыдова, инклюзивного образования, «школы возможностей» и ключевого принципа «зоны ближайшего развития».

Главный завет учёного звучит сегодня особенно актуально: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Чтобы воспитать гармоничную личность, должны меняться не только методы обучения, но и всё общество в целом.

Мысли и афоризмы Л.С. Выготского

📖 Из книг Л.С. Выготского:

✍🏻 Ах, как надо вместе и презирать жизнь и уважать её, чтоб жить. Главное — быть над ней, третировать её чуть-чуть свысока и быть свободным от неё.

✍🏻 Имея конец пути, можно легче всего понять и весь путь в целом, и смысл отдельных этапов.

✍🏻 В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность.

✍🏻 Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития.

✍🏻 По самой своей природе эстетическое переживание остается непонятным и скрытым в своем существе и протекании от субъекта. Мы никогда не знаем и не понимаем, почему нам понравилось то или иное произведение.

✍🏻 Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бы творить. Поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления или желания.

✍🏻 Чтобы подражать, надо иметь какую-то возможность перехода от того, что я умею, к тому, чего я не умею.

✍🏻 Искусство - важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, что оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни.

✍🏻 Небывальщина нужна ребенку лишь тогда, когда он хорошо утвердится в бывальщине.

✍🏻 Быть в физиологии материалистом нетрудно — попробуйте-ка в психологии быть им.

📚Труды Льва Семёновича Выготского📚

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и приходите в «Библио-Глобус» 😘

#выготский #книги по психологии #психология детей #педагогика #книжный магазин

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: «Моцарт психологии» Лев Выготский. к 125-летию со дня рождения выдающегося российского психолога (1896-1934).