Многогранный талант Михаила Булгакова: от актёрского мастерства до бремени славы

Михаил Афанасьевич Булгаков вошёл в историю как выдающийся русский прозаик и драматург. Для большинства современных читателей его имя неразрывно связано с легендарным «закатным романом» — так сам автор называл своё главное творение, «Мастера и Маргариту». Над этим философским и мистическим шедевром Булгаков работал с невероятной тщательностью более десяти лет, оттачивая каждую сцену и образ, прекрасно понимая, что при его жизни книга вряд ли увидит свет. Однако помимо блестящего литературного дара, умения создавать захватывающие, ёмкие и образные тексты, писатель обладал и другими, менее известными широкой публике талантами.

Неожиданное амплуа

В Московском Художественном театре шла генеральная репетиция спектакля «Пиквикский клуб». Постановку лично принимал Константин Станиславский, который внимательно следил за действием и делал замечания режиссёру Виктору Станицыну. Особое внимание мэтра привлекла сцена суда, а точнее — актёр, исполнявший роль председательствующего судьи. Станиславского буквально заворожило отталкивающее, паукообразное лицо этого персонажа. Искажённая гримаса рта, кривая шея, судорожно сжатые пальцы и голос, полный ненависти и злобы, — всё это создавало жутковато убедительный образ человека, погрузившегося в бездну аморальности. Художественный руководитель остался крайне доволен игрой, но, к своему удивлению, совершенно не смог узнать исполнителя. Лишь после подсказки ассистента выяснилось, что эту гротескную роль сыграл не профессиональный актёр, а сам Михаил Булгаков — автор знаменитых «Дней Турбиных». «Бог ты мой, как он талантлив! Просто анафемски талантлив!» — воскликнул поражённый Станиславский. Этот эпизод ярко демонстрирует многогранность творческой натуры Булгакова.

Обратная сторона популярности

Оглушительный успех пьесы «Дни Турбиных», которая шла в МХАТе сотни раз при неизменных аншлагах, породил и неприятный побочный эффект. Вокруг драматурга неожиданно сформировалась целая толпа попрошаек и аферистов, которые буквально охотились на знаменитого автора. Они поджидали его на улицах, настойчиво стучались в дверь квартиры. Многие были уверены, что Булгаков, чьи пьесы имеют бешеный успех, должен получать баснословные гонорары и купаться в деньгах, как древний царь Крез. Наглость некоторых доходила до абсурда. Однажды глубокой ночью, около пяти часов утра, когда писатель, привыкший работать до рассвета, только заснул, раздался телефонный звонок. Незнакомый голос сообщил: «Товарищ Булгаков! Вы меня не знаете, но со мной случилась беда: выходя из пивной, я разбил очки в золотой оправе. Я очень близорук и надеюсь, что вы сможете — без ущерба для себя — пожертвовать несколько сотен рублей на новые очки». Ошеломлённый и сонный, Михаил Афанасьевич сначала не понял, что происходит, затем с раздражением положил трубку. Однако через несколько минут телефон зазвонил снова, и тот же голос уже торговался: «Ну, а на простую оправу денег дадите?» Этот курьёзный, но показательный случай иллюстрирует, как тяжёлым бременем порой ложится на творца всенародная слава.