«Моцарт психологии» Лев Выготский. к 125-летию со дня рождения выдающегося российского психолога (1896-1934)

Коллаж ТД «Библио-Глобус»

Известный отечественный психолог Александр Лурия в одной из своих работ написал о своем наставнике и друге: «Всему хорошему в развитии русской психологии мы обязаны Выготскому. Не будет преувеличением назвать Л.С. Выготского гением».

Научное наследие Выготского поистине огромно – почти триста работ, а идеи настолько оригинальны, неисчерпаемы и актуальны, что досконально изучаются до сих пор как в России, так и по всему миру.

«Нет почти ни одной области психологических знаний, в которую Выготский не внес бы важного вклада. Психология искусства, общая психология, детская и педагогическая психология, психология аномальных детей, пато- и нейропсихология — во все эти области он внес новую струю», – это слова из статьи журнала «Вопросы психологии», подготовленной почти полстолетия назад.

Сложно поверить, что все свои труды Выготский написал в течение всего десяти лет, больше просто не было отпущено судьбой – психолог прожил всего 37 лет, совсем нелегких, отягощенных материальными и моральными невзгодами. 

Больной туберкулезом ученый ездил по стране с лекциями, чтобы заработать немного денег и прокормить семью; по сохранившимся воспоминаниям одной из слушательниц его лекций, студенты чувствовали его величие и одновременно удивлялись тому, как бедно лектор одет - потертое пальто, из-под которого виднелись дешевые брюки, а на ногах в суровые январские морозы - легкие туфли. Но лекции московского психолога всегда проходили при полных аншлагах! 

Для себя Выготский составил целую программу, определившую его путь в науке: он искал объяснение внутренних процессов в психике человека вне организма, во взаимодействии с окружающим миром. 

Ученый предполагал, что понять психические процессы возможно только во времени и развитии. А поскольку развитие психики у детей происходит наиболее интенсивно, ученый с головой погрузился в изучение именно детской психологии. Как раз в это же время бурно развивалась совершенно новая наука - педология (объединение подходов различных наук к методике развития ребёнка), которой Выготский так увлекся, что вскоре стал главным педологом СССР. За что и поплатился: его обвинили в идеологических извращениях, основные работы признали «буржуазными поделками», подменяющими настоящие марксистские воззрения.

Весной 1934 года Выготского сразил страшный приступ туберкулеза, ознаменовавший собою начало конца.

Обратите внимание: Отношения родителей после рождения ребенка.

Собираясь в санаторий в Серебряный бор, ученый положил в сумку всего одну небольшую книжечку – шекспировского «Гамлета», о котором много лет назад написал: «Не решимость, а готовность — таково состояние Гамлета».

После смерти о трудах Льва Выготского очень быстро забыли. Но по прошествии времени педагоги и психологи вновь взяли на вооружение методики из огромного научного наследия Льва Семеновича Выготского – его идеи, по-настоящему опередившие время, стали основой многих новейших подходов, применяемых сегодня в обучении детей ¬– система Эльконина-Давыдова, инклюзивное образование, «школа возможностей», принцип обучения в «зоне ближайшего развития» и множество других. 

Но в первую очередь нам следует помнить слова великого ученого о том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», поэтому, чтобы воспитать по-настоящему гармоничную личность, должны измениться не только подходы к обучению, должно измениться и общество в целом. 

  

📖 Из книг Л.С. Выготского:

✍🏻 Ах, как надо вместе и презирать жизнь и уважать её, чтоб жить. Главное — быть над ней, третировать её чуть-чуть свысока и быть свободным от неё.

✍🏻 Имея конец пути, можно легче всего понять и весь путь в целом, и смысл отдельных этапов.

✍🏻 В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность.

✍🏻 Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития.

✍🏻 По самой своей природе эстетическое переживание остается непонятным и скрытым в своем существе и протекании от субъекта. Мы никогда не знаем и не понимаем, почему нам понравилось то или иное произведение.

✍🏻 Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бы творить. Поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления или желания.

✍🏻 Чтобы подражать, надо иметь какую-то возможность перехода от того, что я умею, к тому, чего я не умею.

✍🏻 Искусство - важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, что оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни.

✍🏻 Небывальщина нужна ребенку лишь тогда, когда он хорошо утвердится в бывальщине.

✍🏻 Быть в физиологии материалистом нетрудно — попробуйте-ка в психологии быть им.

📚Труды Льва Семёновича Выготского📚

 Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и приходите в «Библио-Глобус» 😘

#выготский #книги по психологии #психология детей #педагогика #книжный магазин

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: «Моцарт психологии» Лев Выготский. к 125-летию со дня рождения выдающегося российского психолога (1896-1934).