Музыкальная психология

Написано не вчера и даже не год назад, но здесь впервые и расчёт на закрытие гештальта или... как пойдёт, может распишусь, разысследуюсь (Нет такого глагола? Значит будет, потому как именно такое действие я имею ввиду, а не какое-то другое).

Начну с краткого содержания.

музыкальная психология

ВВЕДЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ 

1. Общая музыкальная психология

Определение, цель, основные понятия

Методологические принципы, методы

Направления музыкальной психологии

2. История музыкальной психологии

Гипотезы и мифы об истоках музыкально-психологических знаний

Древние учения. Античность

Средневековье. Возрождение. Новое время

19 - 20 века

Современные исследования 

3. Психология музыкальной семантики

Историко-временной аспект

Функциональный аспект

Структурный аспект

Технологический аспект

Содержательный аспект

ПСИХОЛОГИЯ МУЗ. СПОСОБНОСТЕЙ И МУЗ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Психология музыкальных способностей

Музыкальный слух

Чувство музыкального ритма 

Музыкальная память

Психомоторика

Музыкальность

2. Психология музыкальной деятельности

Сочинение музыки

Исполнение музыки

Восприятие музыки

Музыкально-педагогическая деятельность

Музыкотерапия

ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СОЦИОЯВЛЕНИЙ И ФУНКЦИЙ МУЗЫКИ

1. Психология музыкальных социоявлений

Музыкальные традиции

Музыкальные потребности

Музыкальные вкусы

2. Психо-социальные функции музыки

Эстетико-гедонистическая функция

Информационная функция

Практическая функция

Теперь коротко о каждом из разделов музыкальной психологии

Определение, цель, основные понятия. 

Музыкальная психология - отрасль психологии искусства, изучающая психические явления и процессы, вызываемые музыкой и порождающие ее, их теоретический анализ и обобщение. Являясь направлением междисциплинарного характера, музыкальная психология объединяет в единый синтез психологию и музыкознание. Кроме того, исследования многих других наук питают содержанием эту отрасль психологии. Например, философия, эстетика, история, социология, педагогика.

«Предметом психологии может быть только та часть искусства, которая представляет собою процесс художественного созидания, в противоположность другой, составляющей собственно сущность искусства. Эта вторая часть, то есть та, что стоит за вопросом, чем является искусство так таковое - предмет исключительно эстетико-художественного рассмотрения, но отнюдь не психологического» /Юнг К.Г. «Проблемы души нашего времени»/.

Общая методология, методологические принципы, методы, методики, методические приёмы. 

Основные этапы психологического исследования. Требования на соответствие научной модели исследований в музыкальной психологии. Примеры и практическое применение.

При изучении любого явления рано или поздно встаёт вопрос о познании его сущности, которая немыслима без его целостного описания, то есть без включения какого-то данного явления в некоторую целостную и относительно самостоятельную понятийно-знаковую систему. 

Поэтому взаимодействие познающего субъекта с объектом познания можно рассматривать как проверку практикой теоретической познавательной модели с её последующей детализацией и корректировкой.

Предмет, факты, язык, методология, закономерности, концепция, проблемы, гипотеза, методы.

(Веракса Н.Е. Принцип научности в преподавании психологии. \\Актуальные проблемы методики преподавания психологии в педвузе и в школе. М., 1990) 

Основными методологическими принципами построения музыкально-психологических исследований являются: 

1. принцип историзма – подход к познанию явлений как продуктов общественно-исторического развития, от их возникновения к дальнейшему развитию и современному состоянию; 

2. принцип детерминизма, требующий изучать факты с точки зрения всеобщей связи и причинной обусловленности всех явлений; 

3.принцип единства психологического и физиологического, исходя из которого необходимо рассматривать высшую нервную деятельность, работу мозга, органов чувств и всей нервной системы в целом как основу психики; 

4. принцип единства теории и практики, согласно которому музыкально-эстетическая практика является не только предметом изучения, но и базой для проверки научных гипотез, установленных закономерностей и сферой приложения научно обоснованных рекомендаций.

\ Готсдинер. А. Л. «Музыкальная психология»\

Методы для исследований в музыкальной психологии следующие: наблюдение; беседы, опросы, анкеты, тесты; эксперимент; анализ музыкального творчества (сочинение, исполнение, художественное описание музыки); данные самонаблюдений музыкантов (мемуары, письма, дневники и т.п.); аппаратурная фиксация акустических и физиологических показателей музыкальной деятельности.

Краткое содержание направлений музыкальной психологии. 

Аналогично тому, как музыкальная психология включена в систему многочисленных отраслей в психологии и музыкознании, так и внутри нее существует разветвленная система направлений.

Общая музыкальная психология занимается теоретическими и экспериментальными исследованиями, выявляющими наиболее общие психологические закономерности; теоретические принципы и методы; определяет основные понятия музыкальной психологии, ее категориальный строй. Общая музыкальная психология включает в себя рассмотрение трёх разделов: основы, методология, направления.

История музыкальной психологии изучает и классифицирует знания о развитии синтеза музыки и психологии, начало, которого прослеживается в древнейших мифах, а целостный результат обобщения в современных монографиях российских и зарубежных психологов-музыкантов. 

Историография. Древние учения, Античность. Средневековье. Возрождение. Новое время. 19 век. 19-20 века. 

Современные исследования. Имена. Центры. Направления. Книги, статьи, программы. Конгрессы, конференции, семинары.

Направление Психология музыкальной семантики раскрывает механизм соотнесенности психики человека, его деятельности, социально- психологических явлений общества с языком музыки. Главной целью на данном этапе изучения этого направления считается поиск адекватной системы аналогий музыкальных и психических феноменов и выбора механизма перевода языка музыки на язык психики и обратно.

Можно выделить пять аспектов изучения: историко-временной, функциональный, структурный, технологический и содержательный.

Историко-временной аспект объединяет понятие музыкального стиля с понятием стиля поведения, характера человека, с общими настроениями и мировоззренческими принципами в обществе.

Классификация историко-временных уровней изучения музыкальной семантики следующая:

a) Исторический (музыкально-психологическое описание линеарной смены формаций, эпох, периодов в развитии общества);

b) Национальный (предмет изучения музыкальной этнопсихологии);

c) Социально-групповой (выявление общих музыкально-психологических характеристик музыкальных объединений, течений, школ, групп и т.п.)

d) Индивидуальный (анализ личности музыканта в синтезе с изучением продукта его музыкальной деятельности)

Функциональный аспект устанавливает взаимосвязи между понятием музыкального жанра и понятиями индивидуальных личностных качеств, черт характера, разновидностей человеческой деятельности, понятием многообразия процессов и явлений социальной жизни.

В отличие от классификации историко-временного аспекта, взятого в синхронии, уровни функционального аспекта рассматриваются в диахронии, распределяясь следующим образом:

a) По типу содержания.

b) По назначению

c) По условиям и способу исполнения

d) По синтезу с другими искусствами

e) По типу композиции и музыкального языка

Структурный аспект выявляет смысловые соответствия понятия музыкальной формы и понятия структуры явлений и процессов жизнедеятельности. Так, взаимоотношение частей и тем в музыке прямо пропорциональны типам движений в природе, обществе, в человеческом сознании.

Можно выделить следующие виды динамических процессов, универсальных как для музыки, так и для психики: повторение, изменение, диалог, дополнение, конфликт, слияние и др. Осмысление психических процессов понимается здесь через рассмотрение основных видов музыкальных форм, таких как период, двух –трёх частная, сонатная, вариации, куплетная, цикл, рондо, свободная, сложная и пр. 

Технологический аспект исследует возможные аналогии выразительных средств музыкальных инструментов, способов исполнения на них с понятиями о механизмах и способах передачи информации посредством человеческого сознания. Важно отметить, что в понятие «музыкальный инструмент» включаются как природные (например, организм человека), так и традиционные виды (струнные – смычковые и щипковые, духовые – деревянные и медные, клавишные, ударные, электронные) музыкальных инструментов.

Содержательный аспект увязывает музыкальную семиотику с языком психики, его смысловым наполнением. В качестве центрального понятия данного направления можно выделить дихотомию «мелодия – психическое состояние». Музыкальные средства выразительности в этом случае коррелируют с характеристиками психических процессов:

a) Ладотональность – модальность

b) Метро-ритм – пульсация, цикличность, длительность

c) Темп – скорость

d) Динамика – интенсивность, динамизм

ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Психология общих способностей, таланта, гениальности. Психология творческой деятельности. 

Психология музыкальных способностей и музыкальной деятельности. 

Психология музыкальных способностей изучает музыкальные индивидуально-психологические особенности личности, к которым относятся: слух, ритм, память, психомоторика и музыкальность. 

Музыкальный слух – способность воспринимать и оценивать звуковую информацию, выраженную в музыкальных звуках.

В зависимости от целей и задач музыкальной деятельности выделяются следующие уровни и виды музыкального слуха:

Перцептивный - звуковысотный (абсолютный, относительный), тембровый, динамический

Семантический - мелодический, гармонический, полифонический, ладовый, метроритмический, архитектонический

Межанализаторных связей – синестезирующий (цветной слух, синопсия)

Внутреннесубъективный – внутренний (произвольный, непроизволный)

Чувство музыкального ритма - это способность переживать, воспроизводить и создавать временную организацию музыкального движения. Особенности такого чувства глубоко индивидуальны и зависят от особенностей протекания нервно-психических реакций у человека. 

Необходимым условием переживания ритма являются мышечные движения. К основным компонентам временного восприятия музыкального движения относят: ритм, метр и темп. Важно отметить, ритм сравнивается с живым организмом, а метр с механическим; темп же - скорость движения и того и другого.

Музыкальная память - способность запоминания, сохранения и воспроизведения музыки. Критерием индивидуальных особенностей памяти и ее качества является процесс воспроизведения музыки.

Функции музыкальной памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, и как дополнительные, но необходимые компоненты - забывание и узнавание.

Виды - произвольная и непроизвольная; кратковременная и долговременная; слуховая, зрительная, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая.

Свойства: скорость, точность, прочность, объем, длительность.

Механизмы: психологический, нейрофизиологический, молекулярный.

Психомоторика – комплекс исполнительских движений при игре на музыкальных инструментах, при воспроизведении музыки голосом или при дирижировании.

Виды: разнообразие движений – от микродвижений до движений крупных, размашистых.

Качества: быстрота, сила, выносливость, ловкость.

Компоненты: силовой, пространственный и временной.

Музыкальность - это способность чувствовать красоту и выразительность музыки, способность воспринимать в звуках определённое художественное содержание, стремление каждое жизненное явление переводить на язык звуков.

Повышенная чувствительность при восприятии музыки (острота, глубина, богатство оттенков эмоциональной выразительности и настроения), которая становится одним из доминирующих состояний личности.

Психология музыкальной деятельности изучает механизм и структуру процесса сочинения, исполнения, восприятия, обучения музыки и музыкотерапии.

Психология сочинения музыки.

Сочинение – вид художественного творчества, перевод мыслей и чувств композитора в знаковую форму, то есть в те нотные знаки, в которых объективизируются, закрепляются его переживания, отражающие отношения к миру и к самому себе.

Сочинение музыки требует определённой степени технической подготовки – знания основных закономерностей построения музыкальных произведений, сложившихся в ходе исторического развития музыки.

Основные этапы процесса сочинения:

1. подготовка, зарождение замысла (внутренний неосознанный импульс, социальный заказ, самозадание)

2. вынашивание замысла (работа подсознания, представление в уме, конкретные пробы, наброски)

3. озарение, синтез (вдохновение – страсть, вдохновение – аффект)

4. реализация и оформление замысла (совпадение намерения и воплощения)

5. постзавершающий этап

Психология музыкального исполнения

Музыкальное исполнение - творческий процесс воссоздания музыкального произведения средствами исполнительского мастерства.

Объективно существуя в виде нотной записи, свое реальное звучание, а главное свое общественное бытие музыкальное произведение обретает лишь в процессе исполнения, его художественной интерпретации.

В нотной записи, выполняющей только семиотические функции и фиксирующей лишь сочетание высотных и ритмических соотношений звуков, композитором закрепляется определенное художественное содержание. Интонирование нотного текста, его интерпретация - творческий акт.

В зависимости от манеры интонирования исполнителя, обусловленной его творческой индивидуальностью, степенью чуткости к восприятию музыки, возможно различное раскрытие образного содержания и эмоционального строя.

Интерпретация - художественное истолкование певцом, инструменталистом, дирижером, камерным ансамблем, хором музыкального произведения в процессе его исполнения, раскрытие идейно-образного содержания музыки выразительными и техническими средствами исполнительского искусства.

Интерпретация зависит от:

1.эстетических принципов школы или направления, к которым принадлежит артист.

2.индивидуальных особенностей музыканта.

3.идейно-художественного смысла.

Виды музыкального исполнения: 

инструментальное, вокальное, дирижерское, ансамблевое (инструментальное, вокальное, вокально-инструментальное).

Психология музыкального исполнения включает в себя рассмотрение и анализ процесса работы исполнителя над музыкальным произведением и, собственно, концертное исполнение.

Работа над музыкальным произведением - творческий аналитико-синтетический процесс, включающий три звена: первичный синтез, анализ, вторичный синтез. 

Психология восприятия музыки.

Восприятие музыки сложный многоуровневый процесс, включающий: слышание физическое, понимание, переживание и оценку.

Восприятие музыки можно разделить на стадии:

1. докоммуникативная (формирование установки на восприятие)

2. коммуникативная (процесс слушания)

3. посткоммуникативная (осмысление)

Уровни: отдельные признаки звука, семантические единицы музыкального языка, осознание мелодии, целостное восприятие произведения.

Виды слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы.

Психология музыкально-педагогической деятельности.

Психология музыкально-педагогической деятельности объединяет в своей основе: 

1. методику преподавания музыки

2. педагогическую и возрастную психологию

Следует различать музыкальное воспитание от музыкального образования:

Музыкальное воспитание - целенаправленное и систематическое развитие музыкальной культуры, музыкальных способностей человека, воспитание в нем эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания ее содержания.

Музыкальное обучение - процесс целенаправленной передачи музыкального общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений, навыков, процесс освоения теоретических и практических основ музыкального языка.

Формы: вербальная и невербальная.

Виды: индивидуальная и групповая.

Принципы: единство теории и практики, индивидуальный подход, развивающее обучение.

Педагогические способности музыканта: дидиактические, перцептивные, конструктивные, организаторские, экспрессивные, суггестивные и коммуникативные.

Музыкотерапия - это процесс использования воздействия музыки на человека, в лечебно-воспитательных целях, при социальных, психических, соматических отклонениях. 

Музыкотерапия может быть индивидуальной и групповой. (виды музыкотерапии) 

Что же касается формы, то ее условно можно разделить на активную и рецептивную. 

К первой относится - пение, музицирование, сочинение мелодий и отчасти, эвритмия.

Ко второй - психологическая и соматическая релаксацию при прослушивании мелодий, анализ и описание состояний, возникающих под музыку (вербализация, рисунок, пантомима).

Функции музыкотерапии: регулятивная, коммуникативная и реадаптационная

ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СОЦИОЯВЛЕНИЙ И ФУНКЦИЙ МУЗЫКИ.

Предметом рассмотрения Психологии музыкальных социоявлений является анализ структуры и развития таких явлений общественной жизни как музыкальные традиции, музыкальные потребности и музыкальные вкусы.

Музыкальные традиции.

Музыкальные традиции – элементы музыкального наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течении длительного времени. Значимость музыкальных традиций состоит в том, что неоднократно подтверждается востребованность жанров, форм, инструментовки, выразительных средств и музыкального образа в целом.

Виды: 

Коллективность – индивидуальность(анонимность - авторство, стихийность – профессиональной школы).

Стабильность – мобильность (устойчивость – вариантность, стереотип – импровизация, нотируемое – ненотируемое)

Полиэлементность – моноэлементность.

Функциональность – афункциональность.

Музыкальные потребности.

Музыкальные потребности – состояния, создаваемые востребованностью в музыкальных впечатлениях, необходимых для существования и развития человека, выступающие источником его духовной, эмоциональной активности.

Музыкальные потребности являются источниками музыкальной активности личности.

Музыкальные вкусы.

Музыкальный вкус – категория эмоционального и интеллектуального предпочтения той или иной музыки (музыкальной культуры). Музыкальный вкус – показатель музыкальности.

Основа формирования музыкального вкуса: образование и воспитание; мода.

Мера музыкального вкуса: человеческий опыт.

Критерий музыкального вкуса: идеал.

Виды музыкального вкуса: пассивное восприятие, активное творчество.

Направление Психо-социальные функции музыки изучает природу, условия, направленность и цели эстетико-гедонистической, информационной (коммуникативной, воспитательной, познавательной) и практической функций музыки.

Эстетико-гедонистическая.

Природа: социальная (эстетическая), биологическая (гедонистическая)

Условие: резонанс музыки и психического состояния. Музыкально-эмоциональные предпочтения.

Направленность: на чувства (эстетическая), на эмоции (гедонистическая)

Цель: духовное, культурное, художественное и музыкальное развитие (эстетическая); 

компенсация - восполнение недостающих переживаний, катарсис – избавление от избытка переживаний (гедонистическая)

Информационная.

Природа: социальная (коммуникативная, воспитательная, информационная)

Условие: резонанс музыки и психического состояния. Знание музыкального языка.

Направленность: на эмоционально-ментальное осознание.

Цель: закрепление и развитие функции звукового общения, связанной с человеческой речью (коммуникативная), духовное, культурное, художественное и муз. воспитание (воспитательная), знание о мире и о себе (познавательная).

Практическая.

Природа: биологическая и социальная.

Условие: резонанс музыки и психического состояния. Ведущая роль ритморезонатора.

Направленность: на деятельность

Цель: удовлетворение потребностей в музыкальной информации, стимуляция деятельности.

#музыкальная психология #психология #психология музыки #музыка

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: Музыкальная психология.