В регионе, где жили мои дедушка и бабушка, весенняя погода часто была переменчивой и непредсказуемой. Я хорошо помню, как бабушка тревожилась, когда после потепления неожиданно возвращались морозы — она боялась, что молодые всходы могут погибнуть от холода. Чтобы уберечь урожай, она обращалась к старинным народным традициям и проводила особые обряды.
Обряд с киселем для задабривания Мороза
Если прогноз предвещал заморозки, бабушка специально варила густой кисель. Она выходила с ним во двор, на огород, и, выливая угощение на землю, произносила заговорные слова, обращаясь к самому Морозу:
«Мороз, мороз! Приходи кисель есть.
Мороз, мороз! Не бей наш овес.
Сорняк да коноплю в землю вколоти.
Аминь».
Смысл этого ритуала был в том, чтобы «задобрить» стихию, предложить ей угощение вместо нежных всходов овса и перенаправить её силу на сорные растения.
Заговор для плодородия при посадке
Другой важный обряд она совершала в начале посевной страды, готовя грядки для будущих овощей. В этот момент она обращалась к самой Земле, называя её матерью, и просила благословить труд, даровать плодородие и богатый урожай:
«От востока до запада, от севера до юга.
От реки до моря, гой ecu сыра земля.
Матерь всем нам ecu родная!
Всех нас породила и угодье наделила.
Ради нас, своих детей.
Народи овощ всякий
И злак напои на житье, на бытье,
на богатство. Аминь».
Эти ритуалы, передававшиеся из поколения в поколение, отражали глубокую связь наших предков с природой, их уважение к её силам и надежду на её милость, столь важную для выживания и благополучия семьи.