Ностальгия по СССР и другим утраченным мирам: право на память и историческая справедливость

Что на самом деле хотят вернуть поклонники СССР?

Здравствуйте, друзья! Меня зовут Марина. Давайте поговорим откровенно о сложных чувствах, связанных с прошлым.

Сегодня мы наблюдаем феномен ностальгии по Советскому Союзу. Для многих, чья юность пришлась на ту эпоху, это чувство глубоко личное и эмоциональное. Оно связано не столько с политическим строем или экономической моделью, сколько с миром детства и молодости, где «небо было голубое, трава зеленая». Это память о времени, когда были живы родители, о круге друзей, об ощущении стабильности и принадлежности к большой стране. Прошло три десятилетия, но для некоторых это ощущение утраченного рая остается острым и болезненным.

Личный опыт против исторической правды

Когда таким людям указывают на мрачные стороны советской действительности – репрессии, дефицит, несвободу – они часто апеллируют к личному опыту: «В нашей семье этого не было». Гибель СССР они склонны объяснять внешними причинами: заговорами, предательством элит, обманом народа. Их ностальгия – это защита своего счастливого прошлого, которое, как им кажется, у них отняли.

Но если мы признаем право одних людей тосковать по своей утраченной стране, логично спросить: а есть ли такое же право у других?

Другая ностальгия: мир, который разрушила революция

Давайте мысленно перенесемся на 30 лет назад от распада СССР – в 1947 год. Представим тех, чья молодость прошла в дореволюционной России. Они учились в гимназиях и университетах, танцевали на балах, служили «За Веру, Царя и Отечество». Они любили свою страну – имперскую, патриархальную, с ее храмами и традициями. Для них катастрофой стал не 1991-й, а 1917-й год.

Потрясающий кадр: генерал, ставший бездомным, смотрит на российский берег, а рядом собаки, такие же бедомные, как он.

Они видели, как рухнула великая империя, как на смену ей пришли новые идеи и страшный террор. Они тоже искали объяснения трагедии, говорили о «мировом заговоре». Они тосковали по той России, где звонили пасхальные колокола, где не было Гражданской войны и глотка свободы не перекрывала идеология. Разве их ностальгия была менее законной? Разве они не имели права защищать ту Россию, которую любили?

Так думали те, бывшие, через 30 лет в 1947-м в Париже, сталинских лагерях, Москве или Ленинграде. Они жалели о стране своей юности, где небо было такое бездонное, и колокола на Пасху так звонили. Где не было этой жуткой братоубийственной войны, где никто не мечтал о мировой революции. Где теперь эта святая Русь? Они очень хотели ее вернуть. Разве они не имели права на свою ностальгию?

Обратите внимание: Когда ты любишь кого-то, не стоит забывать, что это необязательно должно быть взаимно.

И разве были неправы, пытаясь защитить свою Россию? Россию, которую они любили, берегли и защищали.

"Он со мной с 14-го года!"

Великий исход и тоска в изгнании

Более двух миллионов человек покинули Россию после революции. Это был не просто отъезд, а великий исход, трагический разрыв с Родиной. Русский Берлин, Харбин, Париж – эти города стали островками потерянной России. Эмигранты первой волны принесли в Европу не только чемоданы, но и свой невероятный талант, свою культуру и свою неизбывную тоску. Они мечтали вернуться. Многие вернулись – но только на кладбищах родной земли или так и остались лежать на чужбине.

Когда я вернусь, засвистят в феврале соловьи
Тот старый мотив, тот давнишний, забытый, запетый
И я упаду, побежденный своею победой
И ткнусь головою, как в пристань, в колени твои
Когда я вернусь...
А когда я вернусь?

Галич, конечно, третья волна, но чувства – те же.

Признание и память: о чем нельзя забывать

Я не берусь судить, чья тоска «правильнее» или сильнее. Но принцип должен быть единым: если мы уважаем чувства одних, мы обязаны уважать чувства других. Важно мужественно признать, что советское государство во многом было построено на трагедии тех, кто потерял свою Россию в 1917 году. Их судьбы, их боль, их ностальзия – тоже часть нашей общей истории.

Скорбя об СССР, стоит иногда вспомнить и о них – о наших соотечественниках, по которым безжалостно прокатилось колесо истории. Вы были на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем? Это место – немой укор и вечная память...

Малая церковка. Свечи оплывшие.
Камень дождями изрыт добела.
Здесь похоронены бывшие. Бывшие.
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Здесь похоронены сны и молитвы.
Слезы и доблесть. «Прощай!» и «Ура!».
Штабс-капитаны и гардемарины.
Хваты полковники и юнкера.

Белая гвардия, белая стая.
Белое воинство, белая кость…
Влажные плиты травой порастают.
Русские буквы. Французский погост…

Я прикасаюсь ладонью к истории.
Я прохожу по Гражданской войне.
Как же хотелось им в Первопрестольную
Въехать однажды на белом коне!..

Не было славы. Не стало и Родины.
Сердца не стало. А память — была.
Ваши сиятельства, их благородия —
Вместе на Сент-Женевьев-де-Буа.

Плотно лежат они, вдоволь познавши
Муки свои и дороги свои.
Все-таки — русские. Вроде бы — наши.
Только не наши скорей, а ничьи…

Как они после — забытые, бывшие
Все проклиная и нынче и впредь,
Рвались взглянуть на неё — победившую,
Пусть непонятную, пусть непростившую,
Землю родимую, и умереть…

Полдень. Березовый отсвет покоя.
В небе российские купола.
И облака, будто белые кони,
Мчатся над Сент-Женевьев-де-Буа.

Р. Рождественский

Мы все – дети одной истории

Не стоит мериться, кто больше любит Родину. Наша история многогранна и трагична. В ней было несколько «концов света» для разных поколений. Мы все – дети этой земли, и наша общая задача – помнить всю ее историю, со всеми радостями и потерями, не вычеркивая из памяти тех, кто любил ее иначе, но не менее сильно.

#cccp #ностальгия по ссср #эмиграция из россии #эмигранты первой волны #россия #любовь к россии #справедливость #история россии #культура россии #русское зарубежье

©Автор: Марина Исаева (Rimina)

Пишите комментарии, ставьте лайки, делитесь в соцсетях с друзьями и подписывайтесь.

До новых встреч, друзья! Всем здоровья и удач!

Еще по теме здесь: Отношения.

Источник: Ностальгия по ссср – о чем нельзя забывать.