Обертонное пение: древняя техника гармонии души и тела

Обертонное пение — это уникальная практика, при которой голос фокусируется в области хара (энергетическом центре в нижней части живота), создавая богатое гармоническое звучание.

Исторический путь обертонов

Искусство обертонного пения имеет глубокие исторические корни. На протяжении многих столетий оно было неотъемлемой частью духовных практик в Тибете, Северной Индии, а также в буддийских монастырях Японии и Китая. Интересно, что элементы обертонного звучания обнаруживаются даже в культурах африканских пигмеев и в народных песнях народов Анд в Южной Америке. Это свидетельствует о его универсальной, общечеловеческой природе.

Обертоны, будучи высшими гармониками звука, естественным образом выражают жизнь духа. Их умело использовали в григорианских песнопениях эпохи позднего средневековья. В восточных музыкальных традициях чувствительность к обертонам развита особенно сильно: для многих музыкантов и слушателей Востока мелодия, создаваемая струнами, — лишь средство для проявления этих тонких высших составляющих звука.

Возрождение забытого знания

Долгое время, вплоть до XX века, тантрические учения хранили в секрете знание о том, как с помощью обертонного пения можно пробуждать внутренние силы и энергию. Однако сегодня эта древняя практика переживает настоящее возрождение в современной Европе, возвращаясь после почти восьмивекового забвения.

В наше время обертонное пение предлагает привлекательный и эффективный путь к обретению внутреннего центра, равновесия и гармонии. Эта практика помогает «вспомнить» утраченные части себя, вновь открыть забытые звуки, тона и энергетические частоты. Результатом становится внутренняя устойчивость, глубокое успокоение, полное расслабление и переживание единства своего «Я».

Практическое руководство по обертонному пению

Следуя приведенным ниже рекомендациям, вы сможете освоить основы этой техники.

Упражнение выполняется сидя, в удобной позе с прямой спиной. Начните с полного йоговского дыхания. На вдохе поднимите кончик языка к верхнему нёбу. На выдохе язык слегка изогнется. Воздух должен выходить беззвучно, с легким напором, но не упираясь в зубы.

Ключевой момент — положение языка и челюсти. Между основанием языка и нёбом должен оставаться небольшой зазор, достаточный для прохода воздуха. Кончик языка при этом загнут назад. Именно в этом пространстве и рождаются волшебные обертоны.

Советы для улучшения звучания:

  • Выбирайте максимально глубокое звучание, способное войти в резонанс с харой.
  • Следите, чтобы боковые стороны языка слегка касались зубов.
  • Звук должен формироваться в верхней части нёба и носовых полостях, а не в горле.
  • Регулируйте высоту обертонов: движение языка вперед, к зубам, повышает звук, а отклонение назад — понижает.
  • Экспериментируйте с положением губ и шириной рта, чтобы менять окраску звука.

Резонанс гласных с телом

Каждая гласная, пропетая в технике обертонного пения, входит в резонанс с определенной частью тела, создавая целебную вибрацию:

  • У — резонирует с нижней частью позвоночника.
  • О — с областью живота.
  • А — с сердцем и грудной клеткой.
  • Е — с горлом.
  • И — с областью «третьего глаза» (лоб).
  • Ом — с теменной частью головы.

Рекомендации по практике

Для достижения наилучшего эффекта рекомендуется практиковать обертонное пение ежедневно, минимум по 10 минут. Пропевайте каждую гласную столько времени, сколько необходимо, чтобы соответствующая часть тела откликнулась вибрацией. После завершения пения важно войти в состояние глубокого расслабления на 10 минут: закройте глаза, дышите полным йоговским дыханием, наблюдая за своими физическими, эмоциональными и психическими ощущениями.

Когда появится чувство удовлетворенности и завершенности, мысленно сосчитайте от одного до пяти. На счет «пять» откройте глаза. Вы окажетесь в состоянии глубокой пробужденности, полной расслабленности и сосредоточенности в харе.

Как говорил великий мистик и музыкант Хазрат Инайят Хан: «Музыка — это гармония мира... она — проявление жизни в человеке, который является миниатюрной копией вселенной. Самое волшебное в музыке то, что она позволяет войти в медитацию без усиленного сосредоточения и работы ума. Музыка соединяет сознательное с бессознательным, форму с бесформенностью. Если и есть что-то, что ум может постичь, но что не воплощено ни в какую форму, то это, несомненно, музыка».