Природа страха: врождённый инстинкт или приобретённый опыт?

Страх — неотъемлемая часть человеческой жизни, но его источники могут быть разными. Одни боятся физической боли, другие — социальных угроз, третьи — конкретных объектов или ситуаций. Что лежит в основе этих переживаний: эволюционные механизмы, заложенные природой, или личный опыт, накопленный в течение жизни? И как научиться управлять своими страхами, чтобы они не мешали жить полноценно?

Осторожно, опасность! Как формируется страх?

Интересное исследование, опубликованное в журнале Current Directions in Psychological Science, проливает свет на природу детских страхов. Учёные показывали семимесячным младенцам видеоролики с различными животными, включая ядовитых змей и пауков. Даже когда демонстрация опасных существ сопровождалась пугающими интонациями, малыши не проявляли никаких признаков страха. Их реакция ничем не отличалась от реакции на безобидных животных.

Совершенно иная картина наблюдалась у трёхлетних детей. При показе тех же изображений, но уже без звукового сопровождения, большинство ребят демонстрировали явные признаки испуга. При этом опрос показал, что ни один из детей ранее не сталкивался с этими животными лично, не видел, как они причиняют вред, и не смотрел фильмы с их участием. Тем не менее, интуитивное понимание опасности уже сформировалось.

Раньше учёные объясняли такой страх результатом естественного отбора: наши предки, жившие в дикой природе, передавали знание об опасных существах из поколения в поколение. Однако эксперимент с младенцами ставит эту теорию под сомнение. Получается, что чувство опасности перед конкретными угрозами не является врождённым. Оно формируется позже — либо через личный опыт (например, болезненный укус), либо через социальное обучение. С раннего детства нам показывают картинки, читают сказки и объясняют правила безопасности. Мы узнаём, что огонь обжигает, нож режет, а незнакомец может быть опасен. Таким образом, мы перенимаем модель мира и набор страхов у своих родителей и воспитателей, даже если сами никогда не сталкивались с этими угрозами. Это необходимый механизм адаптации, который помогает нам выживать в сложном мире.

Эффект бесстрашия: когда мозг не чувствует угрозы

Существуют уникальные случаи, когда люди физически не способны испытывать страх. Причиной является повреждение определённых зон мозга. Невролог Джастин Файнштейн из Калифорнийского технологического института изучал пациентку SM, у которой из-за редкого генетического заболевания (болезнь Урбаха-Вите) были разрушены оба миндалевидных тела — области мозга, критически важные для обработки эмоций, особенно страха.

Попытки напугать эту женщину традиционными методами провалились: фильмы ужасов, экзотические животные (змеи и пауки-птицееды) и даже посещение «дома с привидениями» не вызывали у неё ничего, кроме любопытства и смеха. Однако учёным всё же удалось вызвать у SM и двух других пациентов с аналогичным повреждением мозга реакцию паники. Для этого они использовали маски, подающие воздух с высоким содержанием углекислого газа. Вдыхание такой смеси вызывает физиологические симптомы удушья — одышку, учащённое сердцебиение, головокружение. Не понимая, что происходит с их телом, все трое испытали сильнейший страх.

Этот эксперимент показал, что мозг по-разному обрабатывает внешние и внутренние угрозы. Страх перед змеями или монстрами действительно зависит от миндалевидных тел. Но паника, вызванная внутренним дисбалансом (например, нехваткой кислорода), активирует другие, более древние центры мозга. Таким образом, существует базовый, «первичный» страх, связанный с непосредственной угрозой жизни тела. Отсутствие же «социального» страха, как в случае SM, лишает человека важных сигналов опасности, что может сделать его беззащитным в обычной жизни. Сама пациентка призналась, что не пожелала бы никому такой особенности.

Лекарство против фобий: как слова помогают победить страх

Для людей, чьи страхи переросли в изнурительные фобии, учёные ищут практические методы помощи. Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружили неожиданно простой, но эффективный способ снижения стресса — вербализацию эмоций.

В эксперименте участвовали 88 человек, которые боялись пауков. Их задача была приблизиться к контейнеру с живым тарантулом и по возможности дотронуться до него. Добровольцев разделили на четыре группы. Первая группа должна была вслух описывать свои негативные эмоции («Я в ужасе, этот паук отвратителен!»). Вторая — использовать только нейтральные или ободряющие фразы («Я справлюсь, я его не боюсь»). Третья — говорить на отвлечённые темы, а четвёртая — молчать.

Результаты оказались поразительными. Участники из первой группы, которые открыто выражали свой страх, смогли подойти к пауку значительно ближе, чем остальные. У них также реже наблюдалась потливость ладоней — физический индикатор стресса. Чем более эмоционально и негативно они описывали свои переживания, тем быстрее снижался уровень их страха. Профессор психологии Мишель Краске объясняет этот эффект тем, что проговаривание эмоций позволяет человеку «погрузиться» в текущий момент, принять свои чувства, а не подавлять их. Это, в свою очередь, активирует области мозга, которые помогают регулировать эмоциональные реакции.

Кроме психологических методов, исследуются и фармакологические подходы. Например, несколько лет назад было обнаружено, что препарат серомицин, используемый против туберкулёза, может способствовать выработке белка, подавляющего чувство тревоги, помогая людям быстро преодолевать фобии, например, страх высоты.

Однако полное избавление от страха — не всегда благо. Страх, как часть инстинкта самосохранения, является важным защитным механизмом. Он предупреждает нас об опасности и помогает избегать угрожающих жизни ситуаций. Задача современной науки — не столько уничтожить это чувство, сколько научиться им управлять, отделяя рациональные опасения от парализующих фобий.


Ида ШАХОВСКАЯ

Тайны ХХ века №16 (апрель 2013)