Обручение представляет собой важный церковный обряд, в ходе которого священник, читая специальные молитвы и благословляя будущих супругов, надевает им обручальные кольца. Этот ритуал традиционно следует за помолвкой и предшествует венчанию. На церемонии в храме присутствуют жених и невеста, их родители, ближайшие родственники, а также сват и сваха. После молитв и благословения принято обмениваться подарками.
Исторически обручение имело глубокий смысл — оно символизировало наречение молодых женихом и невестой и было испытанием их верности. Пара приносила в жертву личную свободу, сохраняя при этом целомудрие и воздержание до брака.
Раньше между обручением и венчанием проходил значительный промежуток времени. Например, согласно указу Петра I от 1714 года, обручение должно было состояться за шесть недель до свадьбы, что давало время для подготовки и размышлений. В современной практике Русской Православной Церкви обряды обручения и венчания обычно объединены и совершаются в один день.
Чинопоследование обручения
Описание чина обручения, основанное на книге «Русский Православный обряд венчания», раскрывает его глубокую символику. По окончании Литургии жених и невеста стоят в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник в полном облачении выходит через Царские врата, держа Крест и Евангелие, которые затем возлагает на аналой в центре храма.
Кольца для обручения — золотое (для жениха) и серебряное (для невесты) — во время Литургии находятся на Святом Престоле. Диакон выносит их на специальном подносе. Священник, приблизившись к паре, трижды благословляет их и вручает зажженные свечи.
Символика свечей и колец
Зажженные свечи — это многогранный символ. Они означают радость встречи двух любящих сердец, даруемое браком духовное тепло, а также чистоту и целомудрие будущих супругов. Свет свечей напоминает, что жизнь человека не изолирована; его поступки, будь то свет любви или тьма раздора, отражаются на окружающих. Важно отметить, что свечи не вручаются парам, вступающим в брак во второй или третий раз, что отсылает к евангельской притче о мудрых и неразумных девах (Мф. 25:1). Свечи должны гореть на протяжении всего таинства Брака.
После введения пары в храм начинается каждение и чтение молитв, включая Великую ектению с прошениями о даровании брачащимся совершенной любви, единомыслия, детей и благословения на честный брак.
Центральный момент обряда — надевание колец. Священник, взяв золотое кольцо, трижды произносит: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя)», крестя жениха и надевая кольцо на безымянный палец его правой руки. Затем то же самое совершается с серебряным кольцом для невесты.
Символика колец глубока: золотое подобно Солнцу и символизирует мужское начало, серебряное — Луне, отражающей солнечный свет, и представляет женское начало. Кольцо как замкнутый круг — знак вечности, непрерывности брачного союза и благодати Святого Духа.
Затем жених и невеста трижды обмениваются кольцами (часто при участии свидетеля или священника), что символизирует полное отдание себя друг другу, взаимное согласие и помощь. После обмена золотое кольцо остается у невесты, а серебряное — у жениха, что означает передачу мужественного духа женской слабости для укрепления союза.
Молитвы и духовный смысл
Священник произносит молитву, испрашивая небесное благословение для обрученных. В молитве вспоминаются библейские образы: брак Исаака и Ревекки как образец чистоты, а также символическое значение перстня в истории Иосифа в Египте, Даниила в Вавилоне и в притче о блудном сыне.
Кольцо надевается на правую руку не случайно. Именно правой рукой мы даем обеты, творим крестное знамение, благословляем, приветствуем и держим орудия труда. Молитва также содержит прошение, чтобы Ангел Божий сопровождал пару во все дни их жизни, указывая путь к Царству Небесному.
Современные обручальные кольца могут быть изготовлены из одного металла (золота или серебра) и украшены драгоценными камнями. Во время обмена требуется особая осторожность, чтобы не уронить кольцо. По окончании обряда священник обычно произносит поучение о духовной жизни и значении таинства Брака, после чего непосредственно следует чин венчания.