Кажется, что у этих детей никогда не убывает энергия. Родителям приходится проявить смекалку, чтобы направить ее в мирное русло.
Когда больше десяти лет назад я, опираясь на собственный опыт работы практического психолога, писала книжку «Дети – тюфяки и дети – катастрофы» о ребятишках с гипер- и гиподинамическим синдромом, меня многие спрашивали: а что это за «звери» такие? Причем спрашивали не только родители и издатели, но и учителя начальных классов, которые с этими детьми встречались ежедневно! Сегодня диагноз «гиперактивность с синдромом дефицита внимания» официально стоит в карточке едва ли не у каждого второго ребенка из числа пришедших ко мне на прием. Количество книжек на эту тему, статей в Интернете и т.д. зашкаливает за все возможные пределы. Мода? Или таких детей действительно стало больше?
Хотите знать мнение профессионала? Число детей с синдромом гипер- или гипоактивности осталось прежним.
Приблизительно каждый седьмой-восьмой ребенок имеет признаки того или иного варианта расстройства, общее название которого звучит как «синдром дефицита внимания».
Диагноз часто фактически ставится со слов мамы о необычайной «подвижности и нервности» малыша, о том, что с ним «невозможно справиться, невозможно успокоить». Часто это признак не столько неврологии, сколько педагогической беспомощности родителей.
Как же правильно вести себя с «чрезмерно активным» или действительно гиперактивным (по неврологическому статусу) ребенком?
Спектр рекомендаций даже в специальных источниках огромен: начиная от совета «держать в ежовых рукавицах, чтобы не разбаловался» (конечно, Россия!) до рекомендации «везде пропускать мам с такими детьми без очереди, чтобы не травмировать психику ребенка» (Англия).
Мне кажется, истина, как это чаще всего и бывает в жизни, лежит где-то посередине.
Гиперактивного ребенка ни в коем случае нельзя держать «под колпаком». Он должен встречаться со всеми обычными жизненными ситуациями. Это просто необходимо для того, чтобы малыш мог хотя бы иногда тренировать свои слабые способности к концентрации в условиях, «приближенных к боевым». В то же время нашему герою ни в коем случае нельзя «все позволять», ссылаясь на наличие синдрома. «Да он просто не может усидеть на месте!» - говорит в поликлинике мама, чей сын бегает по коридору и стучит игрушкой по стенам, раздражая окружающих и мешая специалистам вести прием. А почему тогда тот же самый ребенок по два часа сидит за компьютером или целый день смотрит мультфильмы? И в детском саду на него особо не жалуются…
Хотелось бы наконец-то расставить все точки над «i »: гиперактивность (даже диагностированная специалистом) – это не болезнь. Это состояние нервной системы данного ребенка. И относиться к малышу как к больному – неправильно и недопустимо, исходя из его же собственных интересов. Как же вести себя родителям в той или иной ситуации? Рассмотрим это на конкретных примерах.
СИДИМ В ОЧЕРЕДИ
Сидеть или тем более стоять неподвижно – испытание для любого ребенка. Если есть хотя бы малейшая возможность – пусть кроха побудет дома или погуляет на площадке. Но если такой возможности нет – например, нужно идти в поликлинику или маленького ребенка просто не с кем оставить? Зная особенности своего малыша, родители должны иметь наготове средства профилактики «атаки гиперактивности». Что именно?
- Набор маленьких и легких, но связанных между собой по смыслу игрушечек. Например, куколка с набором одежек и конвертиком для укладывания спать, машинка-трансформер, набор перчаток и листочек бумажки, пара головоломок…
- В голове родителя имеется несколько доступных ребенку по возрасту и симпатичных ему игр, в которые можно играть стоя или сидя. Например: «Что грузили на пароход?» «Что хотите, то берите, «да» и «нет» не говорите…» и так далее.
- Если в очереди, предположительно, можно сидеть, возьмите с собой новую (для ребенка) яркую книжку , которую малыш и родитель смогут рассматривать и обсуждать.
- Если дитя отличается общительностью, а в очереди могут оказаться другие дети, следует заранее позаботиться о неизбежных совместных играх . Например, возьмите две куколки или две машинки, чтобы избежать ссор, и обсудите с ребенком границы допустимого: «Там можно будет поиграть, но только в указанном мною месте и тихо».
КУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
В театре гиперактивные малыши часто не могут высидеть целиком даже детский спектакль. Это не повод отказываться от представления. Заранее позаботьтесь, чтобы ваше место было с краю ряда и можно было уйти в любой момент. Возможно, для начала ребенку достаточно одного действия – он получил свои впечатления. В дальнейшем, по мере взросления малыша, советуйтесь с ним: «Есть возможность пойти, это интересно, ты как – выдержишь, стоит тратить деньги и время?» Не снимайте с ребенка ответственность, пусть старается.
Обратите внимание: Как правильно сделать выбор.
Если в три года высиживал одно действие, в пять – досмотрит все до конца.На карнавалах и праздниках гиперактивные дети часто перевозбуждаются, а потом становятся капризными и даже закатывают истерики.
Кроху не стоит перегружать подобными испытаниями, даже если праздник очень престижен и ярок. За ребенком постарше надо внимательно наблюдать. Вы (а вовсе не он сам) по состоянию ребенка определяете, когда праздник закончен. Малыш должен знать, что, если он хочет продлить интересное времяпрепровождение, придется «держать себя в руках» и соблюдать определенные правила. Все это ему вполне по силам.
ИДЕМ В ГОСТИ
Заранее, в спокойной обстановке обговорите условия посещения: «Тетя Зина не любит, когда берут вещи из ее серванта. Обязательно спроси », «Бабушка очень чувствительна и обижается, когда ее прерывают. Постарайся этого не делать », «Игрушки Машеньки бери только после того, как она тебе это разрешит », «Собаку Джека гладить и тискать нельзя. Он этого не переносит ».
Общий алгоритм обращения с гиперактивным ребенком в общем-то очень простой: ваша поддержка и обязательное предоставление ему дозированной ответственности за свои поступки. Если это удается соблюдать, то все получается.
Если ребенок все же нарушил все правила, сразу дайте ему понять, как вы расстроены его поведением, обижены, как вам неудобно. Он не счел нужным соблюсти четко названные вам границы – и вот результат. Вы ушли, вам пришлось извиняться за его поведение, мама с папой недовольны. В следующий раз предоставьте своему чаду выбор: а) ты в гости не идешь; б) ты в гости идешь, но соблюдаешь правила; в) ты правила не соблюдаешь и портишь удовольствие себе, родителям и хозяевам дома. Что выберем? Разумно воспитываемые «гипердинамики «иногда взвешивают свои силы и прямо отказываются: «Я лучше не пойду, а то не удержусь, разобью что-нибудь, и тетя Зина опять на нас дуться будет. Идите лучше сами».
НА ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКЕ
Он всех обижает или всем мешает. Для нашего героя большая проблема – игры с правилами. У него просто не получается, все кончается ссорой или отвержением. Помогите ребенку: организуйте игру с несколькими детьми (включая вашего), в которой за соблюдением правил будете следить вы сами. Не уставайте объяснять и показывать правила «песочного общежития»: «Про чужую игрушку обязательно надо спросить», «Если отказались играть в твою игру, спроси, что бы они хотели делать», «Если хочешь, чтобы с тобой играли, соблюдай правила», «Когда ты вот так подходишь и сразу кидаешься обниматься, некоторые дети просто пугаются».
Ситуация все же вышла из-под контроля? Быстро уводите ребенка с площадки со словами: «В этот раз мирного сосуществования не получилось. Совершены ошибки. Подробности обсудим потом. Сейчас – уходим. Завтра попробуем еще. Пока не получится, как надо ».
В МАГАЗИНЕ
Скажем сразу: никакая гиперактивность не оправдывает детские магазинные истерики, когда слышен только рев: «А-а-а! Купи-и-и!» Это результат педагогических ошибок родителей.
Маленьких гиперактивных детей лучше в магазины вообще не брать. Там слишком много неспецифических стимулов, слишком много моментов, отвлекающих внимание, которого и так не хватает.
С детьми постарше заранее (до входа в магазин) все конкретно обговаривается:
«В магазине мы купим что-нибудь к чаю по моему выбору и одну конфету тебе – по твоему выбору» . Если сказали так, приготовьтесь купить одну самую большую или самую дорогую конфету.
«Мы идем покупать игрушку. Одну и не дороже трехсот рублей ».
Когда ребенок поймет, что ваши слова обозначают именно то, что произойдет в реальности, от истерик не останется и следа. К вопросам: «А вот это нельзя купить? А вот это? А вот это?» надо относиться философски – общество потребления, чего же вы хотели?
Катерина Мурашова,
Практикующий детский психолог
Спасибо, что дочитали до конца!
Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
#гиперактивный ребенок #гипоактивность #непоседа #развитие детей #воспитание и развитие #детская психология #советы психолога #материнство #полезные советы родителям
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: ОХ УЖ ЭТОТ НЕПОСЕДА! ЧТО ДЕЛАТЬ С ГИПЕР- И ГИПОАКТИВНОСТЬЮ РЕБЕНКА.