Ощущения, восприятия, мышление

Помимо сведений в отношении причин, вызывающих либо способствующих проявлению патологических изменений в психической деятельности, не менее важно располагать хотя бы некоторыми представлениями о возможной специфике их проявлений.

Наиболее ранними признаками многих заболеваний являются изменения именно в психической деятельности, обладающей свойством особо тонко реагировать на малейшее неблагополучие организма. Так, например, при самом незначительном недомогании человек становится вялым, быстро утомляется, неохотно принимает пищу, утрачивает присущий ему интерес к окружающему. Разве это не признаки патологических нарушений в психической деятельности? Замеченные изменения настораживают внимание, что в значительной степени способствует выявлению других признаков заболевания, которые в течение некоторого времени могли бы оставаться незамеченными.

Ведь не обязательны же специальные медицинские познания для того, чтобы обратить внимание на измененный цвет мочи, заметить желтушную окраску склер, отечность ног, синюшность губ, затрудненное дыхание. В деталях заболеваний разберется врач — важно умение своевременно обратиться к нему за помощью.

При болезненном поражении любого органа в той или иной степени всегда нарушается его функциональная деятельность.

Так же обстоит дело и с центральной нервной системой, психической деятельностью. Возникающие в силу тех или иных причин патологические изменения в коре головного мозга сопровождаются более или менее определенными изменениями в ее сложных и многообразных функциях.

Некоторые ошибочно полагают, что возникающие в таких случаях переживания, отношение к окружающему, его восприятия представляют собой нечто совершенно особое, резко отличающееся от того, что происходит у здоровых людей.

На самом деле это несколько не так. Психическая деятельность большинства больных даже в очень тяжелых случаях продолжает протекать по тем же принципам и законам, что и до заболевания. В ней по-прежнему ежечасно, ежесекундно продолжает отражаться бесконечное многообразие окружающего нас мира со всеми его неисчерпаемыми особенностями, свойствами и возможностями.

Однако в связи с изменениями в центральной нервной системе и общем психическом состоянии отображение внешнего мира, так же как течение других психических процессов, может подвергаться своеобразному искажению примерно такого порядка, как это происходит при взгляде на себя в кривое зеркало.

Простейшей формой отображения материального мира в сознании человека является ощущение, представляющее собою чувственное отражение отдельных свойств и сторон реально существующих предметов и явлений, воспринимаемых при помощи органов чувств.

По этому поводу И. М. Сеченов писал, что без внешних чувственных раздражений никакая психическая жизнь невозможна.

Заслуживающим внимания является такое отклонение от нормы, как чрезмерное обострение возникающих ощущений, находящихся в несоответствии с силой и характером реально существующих раздражителей.

«Затемните слишком яркий свет», — просят в таких случаях больные, хотя свет от лампочки на небольшое количество свечей достаточно тускл.

«Почему вокруг столько шума?»—протестуют они, хотя разговор в комнатах, где они находятся, ведется почти шепотом.

В других случаях, наоборот, ощущения носят как бы чрезмерно слабый, искаженный характер либо при наличии раздражителей совершенно отсутствуют.

«Почему такая безвкусная и совсем не соленая пища»,— недоумевают больные, хотя в пище достаточно соли и она хорошо приготовлена.

На ранних этапах заболевания человек, возможно, смог бы критически отнестись к подобного рода болезненным проявлениям, но, к сожалению, этому в значительной степени препятствует вырабатывающаяся с детства привычка— безоговорочно доверять своим ощущениям, принимая их как нечто само собою разумеющееся, не требующее постоянной проверки и сопоставления. В дальнейшем, по мере развития болезненного процесса, эта критическая возможность утрачивается.

При некоторой функциональной недостаточности центральной нервной системы либо ее индивидуальных особенностях возможны такие явления, как цветной слух, когда ощущение звука сопровождается цветными ощущениями, не зависящими от внешних раздражителей, цветное зрение и т. д.

Подобного рода явление, носящее название синестезии, наблюдалось у Н. А. Римского-Корсакова, создателя таких замечательных произведений, как «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок» и др. При этом чем богаче и разнообразное становился создаваемый великим композитором мир звуков, тем более красочными и яркими представлялись сопровождающие их зрительные ощущения.

Может, именно поэтому его музыка отличается такой изобразительной силой.

Как-то на консультацию пришел взволнованный рабочий. Его многое беспокоило: и появившиеся головные боли, и плохой сон, и очень сильная раздражительность, препятствующая нормальным взаимоотношениям с товарищами по работе, соседями, членами семьи. Но более всего его испугало то обстоятельство, что стоило ему сосредоточить внимание на какой-либо краске, а с ними ему приходилось иметь дело по многу часов в день, так как он был маляром, как его начинали одолевать звуковые ощущения, хотя повода для их возникновения во внешних условиях не отмечалось.

При этом им было обращено внимание, что зрительные ощущения, возникающие от блеклых цветов, сопровождаются едва уловимыми звуковыми ощущениями, тогда как от ярких красок они носят сильный неприятный характер. Особенно тяжелыми бывали звуковые ощущения, возникающие при взгляде на коричневые и черные цвета. Это и привело его к врачу.

Братья Иенш обратили внимание на то, что у некоторых людей отмечается особая склонность к чрезмерно длительному сохранению зрительных восприятий. Так, например, обладающий такими свойствами человек мельком взглянет на какую-либо иллюстрацию, случайно прошедшего мимо человека, идущий на полном ходу поезд, и хотя реально действующие раздражители уже исчезнут, но возникшие при этом зрительные образы могут оставаться в течение некоторого времени настолько четкими и яркими, что в отдельных случаях представляется возможным рассмотреть ряд деталей, оставшихся незамеченными при непосредственном с ними столкновении. Подобное явление было названо ими эйдетизмом.

Как показали дальнейшие наблюдения, эйдетизм не такое уж редкое явление. Наиболее часто оно встречается в детском возрасте.

— Мама, — спрашивает, пройдя мимо игрушечного магазина, малыш, — почему у всех выставленных в витрине звездочетов на шапочках по три звездочки и только у двух по две?

— У тебя плохая привычка некстати фантазировать. Мы так быстро прошли мимо витрины, что вряд ли можно было рассмотреть подробности, о которых ты говоришь.

— Нет, только у двух по две звездочки, — настаивает на своем малыш, — и только у одного зайчика короткие, как у котенка, уши.

Чтобы доказать сыну его неправоту, мать возвращается к витрине. К ее великому удивлению, действительно только у двух из 15 звездочетов по две звездочки на шапочках и только у одного из катающихся на лыжах фланелевых зайчат непомерно короткие уши.

Если бы мать мальчика слыхала об эйдетизме, она поняла бы, что именно это явление наблюдается у ее сына. Но она об этом не знала и поэтому обвинила его во лжи, заподозрив, что он тайком убегал со двора.

Ощущения, в свою очередь, становятся поставщиками материалов для более сложной формы отражения, какой является восприятие, обеспечивающее возможность познания предметов и явлений в их цельной взаимосвязи и совокупности.

Однако процесс отображения окружающей действительности никогда не представляет собою простого фотографирования, хотя в коре головного мозга действительно, как на фотопластинке, запечатлевается все то, с чем приходится сталкиваться человеку в его повседневной жизни.

В нем всегда много сугубо индивидуального, творческого, находящегося в тесной и непосредственной зависимости от таких факторов, как опыт прошлого, наличие специальных познаний, целенаправленность данной конкретной личности, ее личные установки, умение выбирать из окружающего именно то, что представляется наиболее важным и нужным в данный момент, общее физическое состояние, настроение и многое другое. Так, например, недоверчивые люди относятся к происходящему вокруг с особой настороженностью, находящиеся в тоскливом настроении больше фиксируют внимание на неприятном и т. д.

Может быть и так, что восприятие совершенно новых событий и явлений сопровождается своеобразным чувством как бы известности, словно оно уже переживалось когда-то прежде, и наоборот, когда привычные ситуации, близкие люди кажутся незнакомыми, словно встреченные впервые.

Вполне естественно, что при болезненных нарушениях в высшей нервной деятельности процесс возникновения и формирования психических функций, в том числе таких, как ощущение и восприятие, может в значительной степени видоизменяться. В таких случаях реально существующие предметы и явления могут восприниматься в несоответствии с тем, что они представляют собою в действительности.

Что касается признаков, указывающих на более выраженную патологию данных психических функций, то они не так уже многообразны, хотя при первом знакомстве с ними может создаться впечатление, что каждое болезненное проявление представляет собою нечто совершенно особое, не схожее с другими подобными патологическими явлениями. И только в дальнейшем, при более глубоком с ними ознакомлении, начинают вырисовываться наиболее типичные особенности, свойственные определенным заболеваниям.

Специфика их проявлений заключается либо в том, как это наблюдается при иллюзиях, когда окружающие предметы и явления представляются в искаженном, не соответствующем действительности виде, или, как это бывает при галлюцинациях, представляющих собой чувственные восприятия без наличия соответствующих им внешних раздражителей.

Клинические проявления подобной болезненной симптоматики носят самый разнообразный характер. Так, например, одни больные многое из того, с чем им приходилось сталкиваться, воспринимали в искаженном, не соответствующем действительности виде. Искривленными представлялись им лица людей, их фигуры, контуры предметов, вещей, силуэты домов, деревьев. Другие жаловались на утрату способности правильно воспринимать динамику движений, так как все происходящее вокруг представлялось им как бы замершим, остановившимся либо, наоборот, находящимся в непрерывном движении.

При утрате чувств перспективы, пространства и времени больным трудно отличать далеко отстоящие предметы от близких и, наоборот, давно прошедшие события от того, что случилось сейчас, недавно.

Наряду с этим, воспринимаемые предметы могут представляться как бы увеличенными в размерах, сдвинутыми со своих мест, уплощенными, разделенными необычно большими промежутками.

Так, например, один из больных обратился к врачу по поводу того, что стал испытывать затруднения при пользовании городским транспортом и подъеме на 3-й этаж, где он жил, в связи с тем, что он утратил способность правильно определять местонахождение подножек в троллейбусах и расстояние между ступеньками на лестнице, которые, по мимо этого, представлялись ему искривленными, покосившимися.

При особого вида патологии восприятий возможно искаженное восприятие схемы и положения собственного тела. В таких случаях больные испытывают своеобразное чувство, будто их головы, руки и ноги увеличиваются в размерах, удлиняются или, наоборот, как бы уменьшаются, истончаются, становятся необычайно легкими, невесомыми, отделяются от тела, совершенно исчезают.

Встречаются больные, которые после произведенных им ампутаций ног или рук в течение долгого времени продолжают ощущать их наличие.

Достаточно яркие и красочные примеры зрительных и слуховых иллюзий представлены в произведениях А. С. Пушкина «Бесы», «Пиковая дама».

Не менее красочно описаны иллюзорные восприятия в поэме Гете «Лесной царь», когда тяжелобольному ребенку туманы, клубящиеся вокруг дороги, по которой он ехал с отцом, представлялись лесным царем, его прекрасными в развевающихся одеждах дочерьми, а в свисте и завывании ветра чудились их призывные голоса.

В повести «Девушка из Хиросимы» рассказывается, что пострадавшие от сброшенной в 1945 году над Хиросимой атомной бомбы все окружающее воспринимали окрашенным в белые тона. Белой представлялась им одежда людей, такими же казались волосы, глаза, предметы обихода.

Своеобразное расстройство восприятий представляют собою и так называемые парэйдолии, когда при достаточно живом воображении реально существующие образы благодаря богатству фантазии воспринимаются в несоответствии с тем, что они представляют собой в действительности. Так, например, в очертании облаков, рисунков обоев, в случайно образовавшихся пятнах на стене различаются причудливые ландшафты, сказочные дворцы, замки, необычные силуэты людей, редкостных животных и т. д.

Подобного рода явление отмечалось у гениального художника Леонардо да Винчи.

Может быть, именно эта индивидуальная особенность и помогла ему создать свою бессмертную «Джоконду», представляющую собою как бы не портрет, а живую, полную глубокого обаяния женщину.

Не следует, однако, думать, что иллюзии представляют собою признак, обязательно указывающий на наличие психического заболевания. Они могут наблюдаться у лиц в психическом отношении совершенно здоровых. Для их возникновения все же необходимы особые обстоятельства в виде таких факторов, как утомление, напряженное ожидание, тоскливое настроение, физическое недомогание.

Робким и пережившим тяжелые катастрофы чаще, чем другим, могут представляться не соответствующие действительности обстоятельства — шорохи опавших листьев принимаются за шаги, колеблющиеся тени деревьев за крадущихся людей и т. д.

О значении эмоционального фактора в процессе возникновения иллюзорных восприятий свидетельствует и народная мудрость, создавшая крылатую поговорку, что пуганая ворона и куста боится.

Однако все же наиболее часто иллюзорные восприятия наблюдаются у лиц с теми или иными болезненными отклонениями в психической деятельности.

Некто Ч. в период Великой Отечественной войны перенес тяжелую контузию. После длительного лечения в госпиталях состояние его здоровья настолько улучшилось, что спустя некоторое время он смог приступить к педагогической работе, но время от времени его продолжали беспокоить головные боли. Особенно мучительными они были после употребления спиртных напитков, что ему, как перенесшему контузию, было категорически запрещено. Все это Ч. хорошо знал, но иногда разрешал себе не выполнять советы врачей.

Однажды, будучи в отпуске, Ч. решил принять участие в косьбе колхозного сена. В заранее назначенный день он направился на сенокос, взяв с собой наточенную косу. Все обошлось бы благополучно, если бы встретившийся по дороге друг детства не пригласил его к себе и не угостил самогоном.

Дальнейший путь лежал мимо молодого колхозного сада. Поравнявшись с ним, Ч. в недоумении   остановился. Протер глаза раз, второй. Нет, он совершенно отчетливо видел перед собою шеренги каких-то низкорослых солдат. Стал всматриваться еще пристальнее. Солдаты медленно - двинулись вперед, прямо на него, шепча какие-то страшные угрозы. Не видя иного выхода, взмахнув косой, с сильно бьющимся сердцем он пошел им навстречу.

Дальнейшие воспоминания были смутны и неясны. Помнилось, как падали тонкие тела. Как метались по ветру длинные пряди зеленых волос. Летали причудливые птицы. Бушевала зеленая метель. Когда Ч. пришел в себя, его охватил еще больший ужас. Вокруг, куда ни обращался его взор, лежали беспорядочно срубленные молодые яблони, а в его руках была остро наточенная коса.

Так было погублено 60 деревьев.

Несравненно более тяжелую форму патологии восприятий представляют собою галлюцинации. Сущность их заключается в том, что у больного создается совершенно отчетливое впечатление, будто он что-то видит, слышит, ощущает, хотя в действительности подобные раздражители отсутствуют.

В отличие от иллюзий, галлюцинации редко бывают у психически здоровых, а если и бывают, то лишь в исключительных случаях и при особых обстоятельствах, чаще в периоды засыпаний или пробуждений. При психических заболеваниях это явление нередкое.

Ветеринарный врач Н., страдая в течение нескольких месяцев тяжелым фурункулезом, не принимал должных мер к его лечению. Однажды на совещании его начало сильно знобить, разболелась голова, стали дрожать руки, он почувствовал именно в тот момент, когда надо было ответить на заданный вопрос, что кто-то сильно дернул его за брюки. Оглянувшись, он увидел разъяренного, взъерошенного пса. Чуть подальше, ощетинившись, готовясь к нападению, стояло еще несколько, а вокруг как бы никого не было, кто мог бы прийти на помощь, хотя все это происходило в комнате, где было свыше 30 человек. Н. в ужасе закричал, схватил стул и начал обороняться, пытаясь выскочить в окно четвертого этажа. Тем же истошным голосом он кричал, когда его везли в больницу.

Только спустя несколько недель, после тщательно проведенного лечения как основного заболевания, так и вызванного им интоксикационного психоза, Н. смог правильно оценить перенесенное им болезненное состояние.

В процессе сложной многовековой эволюции психической деятельности выработалось и такое явление, как представление, обеспечивающее возможность отвлеченного и обобщенного отражения окружающей человека действительности, благодаря чему становится возможным представлять себе образы, предметы и явления, воспринятые в иное, нередко весьма отдаленное время. Так, например, благодаря этому свойству художнику Левитану удавалось большинство своих замечательных летних, весенних и осенних пейзажей создавать в зимнее время, пользуясь только отдельными зарисовками.

Композитор Моцарт, по его собственному признанию, обладал способностью обозревать созданные им произведения, как картины.

Многие любители музыки рассказывают, что они могут представлять себе весьма сложные музыкальные произведения с такой яркостью, словно слышат в действительности их звучание.

И. М. Сеченов именовал представления как средние итоги чувственного знания о предметах.