Игровое мышление появляется там, где на арену одновременно выходит взрослый и ребёнок. Давайте сначала разберёмся с тем, кто такие дети, кого считать взрослым. И станет проще понять что такое игровое мышление и зачем оно нужно взрослому.
Кто такой взрослый
Два года назад я участвовала в опросе 360. Это такое исследование, которое помогает понять, как воспринимают тебя коллеги по работе. И там мне два человека написали, что я иногда веду себя как ребенок. До того момента я считала, что взрослый отличается от ребенка только тем, что умеет выбирать и берет на себя ответственность за свои поступки. В тот момент я расширила этот список. Он для меня ориентир и опора в жизни и родительстве. Ведь всякий ребенок стремится вырасти во взрослого. Но чем они друг от друга отличаются?
Решения
Ребенок спрашивает разрешения, а взрослый принимает решения.
Ребенок не знает до конца, как устроен мир. Он ещё не готов все самостоятельно решать. В противовес ему взрослый понимает границы, в которых он может принимать решения. Умеет их принимать и берет на себя ответственность за них.
Ресурс
Ребенок считает, что ресурс безграничен, а взрослый знает, что все когда-нибудь заканчивается.
Взрослый очень ясно понимает ограничено все - время, деньги, собственные силы. Нельзя сделать все задачи, которые можно узреть и нельзя сделать их все идеально. Раз ресурс ограничен, нужно выбирать важное и отсекать лишнее. Умеет быть бережным к тому, что есть, чтобы этого хватило на будущее.
Границы
Ребенок не полностью осознает свои и чужие границы, взрослый понимает разнообразие мира и принимает его.
Взрослый понимает, где заканчивает он и начинаются другие на уровне тела, ума, чувств. Другие, потому что «другой» = отличающийся, не такой же как ты. Он не пытается всех приравнять к себе или себя приравнять ко всем. Он умеет отстоять свои границы.
Забота о себе
Ребенок ждёт заботы, взрослый умеет позаботиться о себе сам.
Взрослый человек умеет определить свои потребности и получить то, что хочет социально приемлемым способом. Или попросить другого прямым текстом об этом.
Эмоции
Ребенку нужен кто-то для переваривая эмоций, а взрослый умеет делать это самостоятельно.
Взрослый умеет обращаться со своими эмоциями, Выражать их. Но предварительно он сам их признает, принимает, переваривает и выражение это происходит в том виде, какой он выбрал. А не само по себе. Взрослый умеет трансформировать внутренний эмоциональный запал в осознанное действие, а не реакцию.
Детство не заканчивается
Это с одной стороны. А с другой, я считаю, что детство - непрерывно.
Оно неотрывно от взрослости
“Никогда не поздно иметь счастливое детство” - так учили нас на одном тренинге. Эта неоднозначная мысть оказалось очень плодотворной для меня. За время, что я с ней живу у меня родилось много выводов около.
Детство никогда не заканчивается. Нас обманули, когда сказали, что есть детство, в нем хорошо и беззаботно. А потом мы станем взрослыми и будет как-то иначе. Детство никуда не исчезает. Оно всегда с нами. И у нас с нашим детством есть какие-то отношения. Мы можем его прятать в чулан, идеализировать, тосковать по нему. А оно никуда не исчезает.
Мне стало интересно, что скажет википедия на сей счёт. И вот: “Детство — период человеческого развития, когда человек (ребёнок) учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества.” Понимаешь, да? Будем считать, что википедия со мной согласна - детство прямо сейчас с тобой рядом, оно никуда не делось. И важно не какое оно было, не каким тебе казалось. А какие у тебя с твоим детством отношения. Ты его признаешь тогда и там? А здесь и сейчас? Даешь ему место или нацепил маску взрослого, чтобы… Чтобы что? Детство не период, а состояние. Состояние, когда мы стремимся познать окружающий мир и себя в нем. Я люблю это состояние, оно дает свободу и интерес к жизни.
Если детство никогда не заканчивается... что вокруг нас сплошь инфантильные создания? Нет, я не это имела ввиду. Я вовсе не отрицаю взрослости. Она тоже с нами всегда. Это другое состояние. Вы когда-нибудь видели взгляд новорожденного ребенка? Я ничего серьезнее и взрослее вообще никогда не встречала. Мои сын родился с таким всепонимающим лицом и морщинами! Потом он, конечно, начал орать и какать и вся взрослость рассеялась. Она просто спряталась, чтобы с годами занять свое место. Не вытеснить детство. Не прийти ему на смену. А встать рядом. Дети хотят стать взрослыми. Для них быть взрослым - это быть свободным и сильным.
И детство неотрывно от взрослости. И то, и другое есть в нас постоянно и одновременно. Просто в разных пропорциях.
Игровое мышление
Как совместить взрослые свободы и ограничения с идеей непрерывного детства? Как серьезностью, ответственностью и жизненным опытом не придушить свои внутренние озорные порывы?
Допусти идею о том, что взрослое и детское поведение не противопоставлены друг другу, а действуют вместе и комбинированно. Ты можешь быть и тем, и другим одновременно. Для этого нужно оказаться в некоторой метапозиции. В том месте, где ты можешь обозревать себя целиком. Целым. Неделимым на детскую и взрослую часть или вообще на какие-то ещё части.
Где внутри тебя эта точка, в которой ты тонко чувствуешь, что все мы связаны и едины, и в тоже время ты - это ты, а я - это я?
Как и когда ты руководствуешься “хочу” и “можно” и они друг с другом заодно?
Найти то место, в котором ты одновременно принимаешь изобилие мира и ограниченность ресурсов. И у тебя нет ни единого противоречие на этот счёт.
Увидь себя малыша, который бьётся в истерике, топает от злости, верещит от радости. И ты сам же себя обнимаешь, даешь место злости. Можешь обойтись с эмоциями малыша наилучшим образом.
Ощути эту радость, когда весь мир заботится о себе, и в то же время ты и есть главный источник заботы.
Если тебе это удалось, то ты попал в ту точку, где правит игровое мышление. Игровое мышление не равно игра! Я хочу развести эти понятия, чтобы не путаться. Игра - это действие, сложенное из этапов.
Игровое мышление - это то, что происходит внутри игрока.
Определенное мышление, в котором все происходит понарошку, и в тоже время все реально.
Состояние в котором я - действующий субъект, творец действительности и наблюдатель одновременно.
И это состояние может быть приложено к жизни вне игрового действия. Можно остаться наедине с собой. Снять маску ребенка. Снять маску взрослого. И начать свою игру с этим миром.
Попробуй взять куклу или машинку и поиграть, как играет ребенок. Хотя бы 3 минуты. Не думая о том, как ты играешь. Не анализируя, зачем и в чем смысл. Попробуй вернуть себе это игровое состояние ума через живой опыт. Личные переживания намного понятнее моих попыток упаковать это в слова.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Игровое мышление.