Великий физиолог И. М. Сеченов назвал память краеугольным камнем психического развития, и это соответствует действительности, так как именно память, физиологическая сущность которой — в особых способностях коры головного мозга к образованию следовых реакций, обеспечивает возможность накопления житейского опыта, приобретения разносторонних познаний и трудовых навыков.
В мозговой субстанции, как на фотопленке, запечатлеваются не только отображения предметов, явлений и событий, с которыми ежечасно, ежесекундно сталкивается человек в своей многогранной жизни, но и все его размышления, умозаключения, мечты, представления, соображения. Интерес представляет и то обстоятельство, что, согласно научным исследованиям, однажды образовавшиеся в коре головного мозга следовые реакции остаются там на всю жизнь.
Правда, с течением времени первичная яркость следовых реакций может блекнуть, тускнеть, как бы сглаживаться, так как новые впечатления и переживания в своем безудержном стремлении занимать главенствующие места могут оттеснять их на задний план, будто вычеркивая из памяти многое из пережитого, виденного, слышанного и воспринятого.
Однако при некоторых обстоятельствах именно это, казалось, навсегда забытое, вновь может властно напомнить о себе.
Подобное обстоятельство подтверждается спецификой некоторых сновидений, воспроизводящих такие подробности из прошлого, о которых как бы совершенно не осталось воспоминаний. Это же в большей степени выявляется специальными экспериментальными исследованиями.
Наличие хорошей памяти представляет собою выгодное преимущество, давая возможность более свободно оперировать значительно большим количеством материала, шире использовать приобретаемые познания, глубже проводить аналогии и сопоставления. Это положительно сказывается на качественной стороне выносимых решений, общей трудовой адаптации.
Время от времени встречаются люди, обладающие исключительно хорошей, порою феноменальной памятью. Так, например, из греческой истории известно, что Фемистокл знал наизусть имена 20 ООО афинских граждан. Митридат в совершенстве владел 22 языками. Национальный герой филиппинского народа Хозе Рассаль, будучи одновременно историком, философом, поэтом, скульптором и врачом, владел более чем 20 языками. Кардинал Мезоффанти свободно объяснялся на 66 языках.
Н. Г. Чернышевский к 15 годам без особых трудностей изучил 7 иностранных языков. Исключительной музыкальной памятью отличался композитор Балакирев. По свидетельству современников, он помнил до мелочей все фортепианные произведения Шуберта, Бетховена, Шумана, Мендельсона, Листа, Рубинштейна, Чайковского и многих других композиторов.
Что касается недостаточности памяти, то она также значительно сказывается на показателях общих возможностей человека.
Однако наличие не вполне хорошей памяти не всегда является признаком, обязательно указывающим на патологическое состояние центральной нервной системы. Пониженная способность к запоминанию может обусловливаться такими неблагоприятными обстоятельствами, как отсутствие надлежащих условий для должной сосредоточенности на изучаемом материале, необходимость частых переключений на иные объекты и пр. Совершенно точно установлено, что наиболее прочно запоминается именно то, что неоднократно повторяется, вступает в смысловую связь с повседневными обязанностями, воспринято в надлежащей обстановке при наличии определенного психического тонуса, соответствующего настроения.
Немаловажное значение имеет и общее физическое состояние. При наличии усталости, недомогания, какого-либо заболевания способность к образованию следовых реакций также снижается. Известную роль играют и возрастные особенности. Так, в пожилом и старческом возрасте возможно некоторое ослабление памяти.
При этом ученый Рибо обратил внимание, что в первую очередь страдает недавно воспринятое. В таких случаях быстрее забываются фамилии новых знакомых, названия недавно прочитанных книг, происходящие в последнее время события. Им же установлено, что при прогрессирующем ослаблении памяти процесс забывания постепенно охватывает все более и более отдаленные участки времени, двигаясь от настоящего к прошлому. Такое явление было названо законом обратного развития памяти.
Значительное ослабление памяти, наблюдаемое в отдельных случаях в глубокой старости, И. П. Павлов объяснял снижением реактивности мозга, уменьшением его функциональной раздражительности. Естественно, что и в норме память людей нельзя считать ни совершенной, ни точной, ни постоянной. Что касается болезненных нарушений памяти, то они крайне многообразны.
Художника Н. привлекли к уголовной ответственности в связи с совершенно необычным обстоятельством. На одну из очередных художественных выставок им была представлена гравюра, вызвавшая всеобщее одобрение, настолько она была хороша по замыслу и исполнению. И только на одного из членов жюри, большого знатока и любителя древнего искусства, гравюра произвела особое впечатление. Чем больше он присматривался к ней, тем отчетливее оформлялась мысль, что он где-то когда-то уже видел ее.
Чтобы отделаться от навязчивой мысли, профессор засел за просмотр специальной литературы по искусству XX, XIX, XVIII, XVII веков. Он искал терпеливо, настойчиво. Наконец в одном из малоизвестных итальянских журналов по искусствоведению он нашел копию талантливо выполненной, не сохранившейся гравюры, автор которой остался неизвестным. Представленная на выставке гравюра была ее абсолютно точным воспроизведением. Плагиатство было очевидным. И все-таки почему талантливый художник с незаурядными творческими возможностями представил на выставку копию чужого произведения? Не мог же он не знать, что это повлечет за собой неизбежный в таких случаях скандал. Ему показали отысканную репродукцию. Ее вид глубоко поразил художника, но он продолжал настаивать, что представленная им гравюра все же является продуктом его собственного творчества, так как о созданном свыше 100 лет назад произведении он якобы ничего не слыхал. В оправдание им были представлены все этапы сложной творческой работы над гравюрой, все ее предварительные варианты, все черновые зарисовки.
Разобраться во всех этих крайне тягостных обстоятельствах помог врач-психиатр, обнаруживший у художника Н. своеобразное расстройство памяти, носящее название криптомнезии. Сущность ее заключается в том, что при некоторых болезненных состояниях подвергнутые как бы полному забвению сильно поразившие когда-то идеи, мысли и явления вновь могут всплыть в воспоминаниях, но не как впечатления, полученные извне, со стороны, а как свои собственные.
Инженеру М. удалось приобрести мотоцикл, о котором он долго мечтал. Однажды в один из жарких дней М. сразу после работы поехал за город. Вместе с ним уселся на мотоцикл и один из его друзей. Машина шла на предельной скорости. И вдруг неожиданно резкий толчок, треск, падение, сопровождающееся ощущением нестерпимой боли. Последние воспоминания относились к вспыхнувшему перед глазами каскаду огненных искр. М. был доставлен в больницу в крайне тяжелом состоянии, с множественными повреждениями костей, в том числе переломом основания черепа. В не менее тяжелом состоянии находился и его приятель. Когда непосредственная угроза смерти миновала, оказалось, что у М. имеются значительные нарушения памяти, носящие название ретроградной амнезии. Словно густая пелена, сквозь которую нельзя было разглядеть ни единого проблеска воспоминаний, прикрыла собою значительный период времени, предшествующий катастрофе. При расспросах о работе, семье, происшедших за последнее время событиях М. одинаково беспомощно пожимал плечами. Такую же беспомощность проявлял он при свидании с сослуживцами, соседями, женой, которых, словно видя впервые, не узнавал. Все его попытки разобраться в обстоятельствах, относящихся примерно к последнему десятилетию, приводили к гнетущей пустоте. И в то же время М. узнавал своих родителей, друзей детства, старых знакомых, которые казались ему, однако, сильно постаревшими. Понадобилось много дней, недель и месяцев, прежде чем болезненно пораженная память начала постепенно восстанавливаться.
И для подобных случаев Рибо была установлена специфическая закономерность — восстановление памяти происходит как бы в обратном порядке, от прошлого к настоящему.
Так и у М. постепенно восстановилось в памяти вначале знакомство с той, которая впоследствии стала его женой. Затем несколько лет совместной жизни. Самыми последними пришли воспоминания об их маленьком сыне.
В 1946 году в одну из психиатрических больниц был доставлен больной с тяжелыми нарушениями памяти типа полной ретроградной амнезии. Его перевели из госпиталя, где он после тяжелого ранения пролежал свыше двух лет. В истории болезни не было указано ни фамилии, ни имени, ни возраста, так как состояние больного в период пребывания в госпитале было настолько тяжелым, что собрать нужные сведения не представлялось возможным. Находящиеся при нем документы не могли внести ясности.
Кто он? Что собою представлял до заболевания? Откуда? Где его родные? Ни на один из этих вопросов нельзя было получить ответа. Болезнь так плотно прикрыла собой все его прошлое, словно между рождением и настоящим временем никогда ничего не было. Но болезнь все же в какой-то степени пощадила его. Полностью захоронив воспоминания о прошлом, она на одном из последующих этапов своего течения, когда в коре головного мозга стало возможным образование новых следовых реакций, предоставила возможность приступить к новому накоплению знаний. Познание жизни началось как бы сначала.
В относительно короткий срок больной научился неплохо справляться с предъявляемыми ему требованиями, обучился грамоте, письму, приобрел ряд трудовых навыков.
Специально проведенными экспериментальными исследованиями и наблюдениями установлено, что при повторном обучении забытому процесс усвоения происходит значительно быстрее и легче.
Однажды, когда в больницу привезли пианино, больной с особым интересом стал осматривать его, спросил о назначении. После того как один из рабочих прикоснулся к клавишам, больной проявил еще большее любопытство. Затем течение нескольких часов время от времени подходил нему, внимательно рассматривал со всех сторон, бережно прикасался к его полированной поверхности. Его тонкие пальцы медленно, нерешительно прошлись по клавишам. Раз, второй, третий. Затем совершенно неожиданно из-под его слегка вздрагивающих пальцев легко и свободно полились звуки «Осенней песни» Чайковского. Звуки нарастали и ширились. За «Осенней песней» последовали блестящие фуги Баха. За ними несколько вальсов Штрауса. Затем что-то задушевное, глубоко проникновенное, должно быть свое. И во всем его блестящем исполнении, несмотря на дрожь в давно не прикасавшихся к музыкальному инструменту пальцах, чувствовалась высокая музыкальная культура, вполне законченная зрелость и совершенство техники. Но звуки оборвались так же неожиданно, как и начались. Через несколько минут после их прекращения на вопрос о музыке, он, как и обычно во всех сложных для себя случаях, недоумевающе пожимал худощавыми Плечами. Однако в дальнейшем больной быстро овладел музыкальной грамотой, научился играть. Но для того чтобы получить серьезное и последовательное музыкальное образование, требовались особые обстоятельства, что не представлялось возможным осуществить.
Так и ушел он в жизнь только со вновь приобретенным багажом, не восстановив в памяти ни своего прошлого, ни всего того, что было с ним связано.
В конце прошлого столетия психиатр С. С. Корсаков впервые описал психическое заболевание, названное впоследствии его именем, наблюдаемое преимущественно в пожилом возрасте, главным образом у лиц, проявляющих пристрастие к спиртным напиткам.
Наиболее характерным признаком описанного заболевания, развивающегося обычно быстро иногда как бы сразу, по меткому выражению профессора В. К. Рота, инсультообразно, является прогрессирующее ослабление памяти, касающееся в первую очередь настоящих, текущих событий.
Почти все, с чем сталкиваются больные, совершенно не удерживается в их памяти. Они снова и снова воспринимают одну и ту же обстановку, одни и те же явления и события, одних и тех же лиц как нечто совершенно новое, с чем они якобы встречаются впервые.
Такие больные могут часами просиживать над одной и той же страницей, забывая о прочитанном, подолгу рассматривать одни и те же иллюстрации, каждый раз воспринимая их как совершенно новые. Они плохо ориентируются во времени и пространстве, и если им все же удается разобраться в этих вопросах, то делают это скорее по догадкам, чем на основании следов памяти.
Не менее характерным для такого рода заболеваний является наличие ложных воспоминаний либо вымыслов, чем больные пытаются заполнить образующиеся в процессе заболевания грубые пробелы памяти. При этом наиболее часто такими вымыслами становятся события, действительно бывшие в их жизни, но не имеющие никакого отношения к настоящему времени, либо продукты свободной фантазии, не носящей, однако, чего-либо абсолютно невозможного и недосягаемого, принимая в расчет условия жизни и возможности больного до заболевания. Так, например, один из больных, несколько лет проработавший в научно-исследовательском институте, рассказывал о своем якобы вчерашнем посещении театра, выступлении в качестве оппонента при защите докторской диссертации и т. д., хотя он многие недели находился на стационарном лечении.
Что касается сознания своей болезни, то до известной степени оно способно сохраняться, особенно в начальных стадиях заболевания и при намечающемся улучшении. В таких случаях больные, всячески стремясь скрыть имеющиеся у них дефекты памяти, уклоняются от прямых ответов и сами стараются задавать наводящие вопросы.
Однако, если для решения какого-либо вопроса не требуется прибегать к услугам памяти, больные без особых затруднений справляются с ним. Так, например, они в состоянии неплохо играть в шашки, решать задачи, производить вычисления. В полной мере сохраняются также и эмоциональные привязанности больных, их интересы, моральные представления.
Больному Р. было около 45 лет. Почти всю жизнь провел он в дремучих лесах Полесья. Лесником был его дед, лесничим отец, ученым лесоводом он сам. Кроме леса он любил еще музыку. Однако консерватории, куда ему в свое время советовали поступать, он предпочел лесотехнический институт, окончив который с радостью возвратился в то же Полесье.
И все, наверное, было бы хорошо, если бы Р., страдавший болезнью печени, не пристрастился к спиртным напиткам, которые и привели его к корсаковскому психозу. Прежде всего у него появились своеобразные боли в руках, несколько позже в ногах. Последнее вызвало особую тревогу, так как Р. привык ходить по многу километров в день. В дальнейшем началось быстро прогрессирующее ослабление памяти.
Будучи доставленным в больницу, Р. не мог запомнить расположения палаты, не узнавал своей кровати, находящихся рядом больных. Бесконечное количество раз здоровался с врачом, при встречах с которым каждый раз принимал его за совершенно новое лицо. Не мог запомнить он и того, что в соседней комнате находился рояль, занимавший в его здоровой жизни такое же значительное место, как и работа по специальности. Но, случайно оказавшись с ним рядом, торопливо усаживался за инструмент и начинал играть много, самозабвенно. Однако стоило ему встать, отойти от рояля, повернуться к нему спиной, как он тотчас же забывал и о нем, и о своей вдохновенной игре.
Почти ничего не удерживая в памяти из настоящего, он заполнял ее дефекты фантазиями. Так, забыв о многонедельном пребывании в больнице, он рассказывал о происшедшей якобы вчера встрече в лесу с медведем, о подслушанных им лесных шорохах, которые якобы сегодня переложил на музыку, и т. д.
Выздоровеет ли Р., сможет ли восстановиться его нарушенная память, сказать трудно, так как исход заболевания, носящего название корсаковского психоза,- не всегда можно предсказать заранее.