На многих «педагогических» сайтах и форумах встречаю привычные благоглупости, писанные на модном диалекте, например: «учитель 2021 года обязан быть «в тренде». Для бездумно повторяющих это слово – поясню: «тренд» - это всего лишь современная интерпретация понятий «мода» и «мейнстрим». Вообще – современные хипстерские термины пришли в народ по большей части из биржевого жаргона, как в своё время тюремный жаргон массово обогатился терминами из горнорудного дела.
Авторы пишут о детях, взрослеющих в мощном информационном поле, о формировании у них собственного социокультурного языка, которым важно овладеть учителю, и призывают педагогов «быть в тренде» для успешного выстраивания тёплых, доверительных отношений с аудиторией. Согласен, у детей формируется свой культурный диалект, вырастающий из сказочной интерпретации взрослого мира ( не забывайте о формообразующей роли среды!) и взрослые должны учиться всегда понимать ребёнка, быть с ним на одной волне. Все мы родом из детства. Значит и учитель – тоже. И что тут нового сказали авторы? Да просто вставили модное слово. Оно хорошо индексируется в поиске.
Тем временем дети не могут оторваться от обсценных роликов в тик-токе, а их скабрёзные смартфонные фото в хипстаграмме более популярны, чем работы учителя. Сможет ли мнение учителя перевесить склонности учников? Раньше, 40—50 лет назад, «трудных» учеников было немного и о таких говорили: «их воспитала улица». Теперь трудные – все. Их воспитал интернет. И если дворы моего детства с переменным успехом «модерировали» дворники, дружинники и участковый, то сейчас модерация невозможна в силу переноса примеров поведения из сферы физического, контролируемого влияния среды (опасные игры на улице) в виртуальную – ментальную и этическую сферу, практически не подлежащую модерации «онлайн». Мы можем только запоздало и безуспешно бороться с последствиями изуродованной этики и покалеченных вкусов.
Авторы пишут, что значимость soft skills в современной педагогике — это не прихоть, а объективный тренд всей системы образования, очевидно намекая, что учитель, помимо обладания специальными навыками, должен быть остроумен, эрудирован и открыт для неформального общения.
Очистив текст от новых терминов - увидим, что со времён Выготского, Теплова и других ведущих отечественных педагогов ничего не изменилось. Что нового сказали авторы? Ничего. Банальность.
Авторы также «забывают», что доступность информации растёт значительно быстрее, чем её содержательная часть, однако процесс обучения это никак не затрагивает. Методы подачи ученику информации меняются незначительно, и позволяют ему усвоить необходимое количество материала и донести хотя бы до выпускного экзамена. О практическом применении знаний будем говорить отдельно. Здесь же хочу обратить ваше внимание на постоянно расширяющуюся медиа-среду, которая не только формирует вкусы ребёнка, но и зачастую отвлекает от учёбы. Представьте класс учеников по честному пытающихся послушать учителя, но отвлекающихся на шум за окном. На улице – драка с матерщиной, и дети спрашивают – что означают эти слова и кто из дерущихся прав? Нормальный учитель сможет объяснить. Только зачем создавать помехи процессу обучения, не лучше ли закрыть окно? А ненормативную лексику и приёмы борьбы изучать в филологическом кружке и секции самбо? Позже. Не на уроке математики. В «доинтернетную эпоху» дети отвлекались на телевизор. Родители шантажировали их отлучением от «ящика» за неуспеваемость и обвиняли телевидение в падении нравов. С приходом интернета ничего не изменилось.
Далее авторы предлагают учителю «быть на ты» с иностранными медиапродуктами, зарегистрированными за рубежом, что ведёт к утечке личных данных и стрессу при возможном отключении в виде части пакета очередных санкций против России, что уже случалось. Конечно, неплохо бы всем родителям и педагогам хотя бы поверхностно ознакомиться с модными интернет-ресурсами, чтоб понять их значение и степень влияния на детей. Не для жалкого заигрывания с ребёнком: «А давай вместе ролик запилим или «Доту» погоняем», а для оценки возможных рисков. Но, согласно авторам – надо не просто знать, как работают эти ресурсы, но и брать из соцсетей примеры для уроков. Ладно, мы вкратце ознакомились, но вот брать примеры для уроков... может лучше согласно стандартным методическим требованиям, из официальных источников, не расходящихся с бумажными учебниками? Нескучный учитель с творческим подходом к делу, всегда найдёт забавный пример, чтоб расшевелить класс. Для этого не обязательно ходить по «социалкам» и допрашивать «Алису».
Встречаются ещё и тезисы о роли современной детской интернет-культуры, которую нельзя недооценивать. По видимому намекая на Майнкрафт и «бьюти-влоги» с демонстрацией трусов. Об интернет-культуре говорить пока рано. При общей всеядности скучающего обывателя уместно говорить о бескультурье, а уж о детской культуре... простите. Вот о сегменте рынка, о таргет-группе (целевой аудитории) – пожалуйста. Тем более, что авторы, видимо боятся раскрывать эту тему, потому и склонны к перверсии, в частности – в сообщениях об исследовании «культурных кодов». Способ исследования - анализ пользовательских предпочтений на примере запросов в мультимедийных ресурсах и видеоиграх. Цель – адаптация медиа-контента, в частности – мультфильмов, под вкусы и наклонности детей, что не просто опасно, но и разрушительно для культурной среды. В нормальное время, при господдержке, медийщики и писатели не шли на поводу у публики, а вели за собой, вдохновляли литературными примерами, старательно выращивали идеалы, духовные ориентиры. Теперь, видимо, всё решает рынок и «креатура» в погоне за прибылью старается потакать запросам, т.е. незрелым, не сформированным вкусам юного зрителя. «Рыночек порешал».
Авторы считают, что современные подростки живо интересуются проблемами общества, политикой и экономикой и занимают более активную социальную позицию, чем их предшественники, видимо путая досужее любопытство подростка, стремление оказаться в гуще событий с реальной деятельностью в составе школьной организации или инициативной группы. Вспомните движение «тимуровцев» и другие пионерские почины, направляемые взрослыми вожаками. Эти движения были социально востребованы, значимы. Во что сейчас выливается «живой интерес подростка к проблемам общества»? В автозаки на очередном протестном митинге. Что-то никто из них не спешит помогать старикам, чистить парки и патрулировать улицы. Тем более говорить о культурных кодах на примере популярности у подростков некоторых политических ютуб-каналов – неуместно. Рынок политических медиа устроен так, что не спрос и интерес рождает предложение, а наоборот – хозяева рынка навязывают, формируют нужное мнение не скупясь на гонорары для ведущих. И если уж авторы ставят в пример одиозного Дудя, так бессовестно «хайпанувшего» на колымской теме (подробный разбор смотрите в разделе «Плохой сигнал»), то ниже только «школодром» Навального.
Также во языцех результаты невнятных опросов, говорящие о том, что почти 40% представителей поколения Z (именно так!) хотели бы сделать собственное революционное изобретение, которое изменит жизнь. Не стоит обольщаться. Ведь пел Шевчук о мечте завернуть что-то этакое «...и всю жизнь получать гонорар». Ведь именно эта мечта прижилась в душах детей и подростков как самый простой и очевидный путь для их «социального лифта». Не желание полететь в космос и покорить полюс, не желание поднять целину и построить магистраль, а исхитриться и расслабиться, «хайпануть и кэш поднять», чему много примеров в медиа-среде. Ориентирами стали успешный блогер, биржевой спекулянт, но никак не рабочий и служащий. Сфера жизненных интересов сместилась от производства к распределению и счёту денег.
Ну, а с бесконечными призывами «быть с компьютером и гаджетами на «ты»» - полностью согласен! Многие родители и учителя используют компьютеры только в силу производственной необходимости и с радостью бы отказались от них. Но жизнь бросает вызов, и вот уже разные организации и «медийные лица» наперебой предлагают свои решения проблем удалённой работы. Жаль только что государство не спешит предложить готовое решение в виде пакета отечественных программ, поэтому в большинстве рекомендаций - названия иностранных продуктов, сомнительных уже тем, что... иностранные. Купив импортную куртку потребитель может рассчитывать на то, что она как минимум лучше отечественной. И ещё - она не заминирована, там нет «жучка», она не исчезнет в неподходящий момент. А вот с программами и интернет-ресурсами такое частенько случается. Шпионские закладки, угоняющие личные данные и собирающие иную информацию - это пустяк, который искушённый пользователь обойдёт, а неискушённый не заметит. Только я помню санкционные отключения Крыма от ведущих интернет-сервисов и платёжных систем, отключение целых стран от социальных сетей и интернет-магазинов. Хотите повторения? Могу подсказать сценарий: Гугл в ответ на очередную претензию Роскомнадзора отключает несколько своих сервисов на нашей территории, сославшись на технические неполадки при устранении замечаний. Рекомендованные авторами программы – отключаются. Все расходятся. Занавес.
И послесловие:
А вы догадались - зачем нужно это дробление на поколения X-Y-Z и возросшее количество новых терминов? Затем, чтоб качественно разделить поколения, показать исключительность «эпохи», необходимость каких-то особых мер там, где нужна привычная плановая работа. А ещё затем, чтоб пришедшие в госструктуры «новые люди» при поддержке массивного либерального лобби в правительственных структурах и большого количества обольщённых снобов смогли показать свою значимость, революционность их подходов, а главное – отвлечь общество от идеи восстановления нормальной, традиционной образовательной системы, укреплённой госзаказом на отечественное программное обеспечение.
Новая терминология – способ снобистской демонстрации некой исключительности, однако «высокопрецизионный станок» не становится более точным. Как ни назови.
#soft skills #воспитание детей #детская психология #образование детей #педагогика
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Памятка soft skills – педагогу: Как элегантно обмануть неискушённого читателя..