Патриотизм как оружие: как речь Шишкова и опала Сперанского подготовили Россию к войне 1812 года

Политический разворот накануне войны

В 1811 году, готовясь к отъезду из столицы и предвидя грядущее столкновение с Наполеоном, император Александр I кардинально пересмотрел свой внутриполитический курс. Его целью было сплотить общество и заручиться его поддержкой в предстоящих испытаниях. Для этого государь пошел на ряд уступок консервативным кругам, фактически свернув программу либеральных преобразований. Главной жертвой этой новой политики стал Михаил Сперанский, государственный секретарь и ближайший советник императора, чья деятельность вызывала острое неприятие у старой аристократии.

Жертва консерваторов: опала Сперанского

В глазах московского и петербургского дворянства Сперанский был опасным разрушителем устоев империи. Против него распространялись самые невероятные слухи: будто он тайно сносится с Францией, готовит приглашение Наполеону и планирует освобождение крестьян с уничтожением дворянства. Императору, находившему даже под своей салфеткой анонимные предостерегающие записки, представили дело так: накануне войны жизненно необходимо устранить главный источник раздражения дворянства — Сперанского. Александр I уступил давлению. 17 марта 1812 года, без суда и следствия, выдающийся реформатор был внезапно отправлен в ссылку в Нижний Новгород.

Это событие произвело двойственное впечатление. Ближайшее окружение государя, такие как адмирал Шишков или член Госсовета Мордвинов, были поражены и напуганы подобным произволом. Однако в широких кругах, особенно среди тех, кто пострадал от реформ, опала Сперанского была встречена с ликованием. Как писала современница Варвара Бакунина, многие искренне верили, что была раскрыта «измена и предательство», а падение ненавистного сановника воспринималось как первая победа над французами.

Новый государственный секретарь: выбор падает на Шишкова

После удаления Сперанского встал вопрос о новом государственном секретаре. Изначально император думал о Николае Карамзине, но по совету обер-полицмейстера Балашова выбор пал на адмирала Александра Семёновича Шишкова. Ключевую роль в этом назначении сыграла недавно произнесенная Шишковым патриотическая речь «О любви к Отечеству», которая идеально соответствовала моменту и настроениям общества.

А.С. Шишков. Гравюра П.Ф. Бореля по оригиналу Дж. Доу. 1860-е годы

Обратите внимание: Какой хотят видеть мужчины женщину.

Суть речи Шишкова: Отечество как мать

В своем выступлении Шишков с пафосом и искренностью говорил о природном, почти инстинктивном чувстве патриотизма. Он сравнивал человека, считающего себя «гражданином мира», с существом, отрекшимся от отца и матери, и потому приравнивающим себя к животным. Центральной стала его яркая метафора: «Какой изверг не любит матери своей? Но отечество меньше ли нам, чем мать?». По его мысли, любовь к родине — это естественная, священная связь с землей предков, воздухом, языком и колыбелью, которую не может разорвать ни одна душа.

Шишков утверждал, что эта любовь — основа всего. Она заставляет человека жертвовать самым дорогим — семьей и даже жизнью — ради спасения родины, как это делали Минин и Пожарский. Патриотизм, по Шишкову, — это не просто чувство, а деятельное начало. «Люби Царя и Отечество делами твоими, а не словами», — призывал он. Он описывал Любовь к Отечеству как аллегорическую фигуру, которая в одной руке держит законы (свободу народа), а в другой — меч (его безопасность).

Народная гордость как щит от врага

Не менее важной Шишков считал «народную гордость» — чувство собственного достоинства нации. Гордый народ, утверждал он, не променяет своего имени, языка и нравов, не покорится чужой воле и, выбирая между рабством и смертью, смело бросится в объятия смерти. Он предупреждал, что опасность исходит не только от открытого вражеского вторжения, но и от тайного «прельщения умов» — культурного и идейного влияния, которое размывает национальную идентичность. «Пленник в оковах может разорвать их, ... но пленник умом и сердцем остается всегда пленником», — заключал он.

Главными средствами воспитания такого патриотизма Шишков видел веру, национальное воспитание и родной язык. Хотя современные ему либералы (как князь Вяземский) посмеивались над архаичным слогом его манифестов, именно эти тексты, полные искреннего чувства, находили горячий отклик в сердцах большинства русских людей накануне великой войны.

отсель: Николай Дубровин. Русская жизнь в начале XIX века

Больше интересных статей здесь: Отношения.

Источник статьи: А. с. Шишков и его Рассуждение о любви к Отечеству (Какой изверг не любит матери своей? Но отечество меньше ли нам, чем мать?).