За кадром «Любви и голубей»: как снимали культовую комедию, преодолевая цензуру и технические трудности

7 января 1984 года зрители впервые увидели фильм «Любовь и голуби», хотя сама картина была снята годом ранее, а её история долгое время жила на театральных подмостках. Эта статья раскрывает секреты создания легендарной советской комедии: почему критики её ругали, как создавали волшебные кадры с цветами и через какие испытания прошли актёры, включая риск для жизни Александра Михайлова.

Плакат передавал комедийное настроение фильма

Истоки и вдохновение

Фильм «Любовь и голуби» стал частью культурного кода для миллионов. Его история, на первый взгляд простая и деревенская, обладает удивительной глубиной. Режиссёр Владимир Меньшов, посмотрев театральную постановку, был поражён её способностью вызывать и смех, и слёзы одновременно. Именно тогда, выходя из театра, он твёрдо решил перенести эту историю на большой экран.

Нина Дорошина играла Надю в пьесе более 20 лет

Сложный кастинг: поиск идеальных лиц

Сценарий написал автор оригинальной пьесы Владимир Гуркин. Интересно, что у всех персонажей были реальные прототипы из его родного сибирского Черемхово, включая соседей Кузякиных. Они дали согласие на использование своих образов, но попросили изменить фамилии. Гуркин, по его собственному признанию, просто забыл это сделать.

Владимир Гуркин — автор пьесы «Любовь и голуби» и сценария к фильму

Меньшов подходил к выбору актёров с особой тщательностью. Изначально на роль Василия пригласили Александра Михайлова, но из-за плотного графика он отказался. Пробы прошли Борис Сморчков и Виктор Борцов, но результат не устроил режиссёра. Сергей Юрский, также пришедший на пробы, был утверждён на роль дяди Мити. В итоге Михайлов пересмотрел своё решение и согласился. Меньшов вспоминал, что до самого первого съёмочного дня образ Васи был для него не до конца ясен, но стоило Михайлову произнести первую фразу, как всё встало на свои места.

Претенденты на роль Васи: Б. Сморчков и В. Борцов

На роль Нади рассматривали Любовь Полищук, но после проб режиссёр засомневался. Выбор пал на Нину Дорошину, которая играла эту роль в театре на протяжении двух десятилетий. На момент съёмок ей было 50 лет, но никто не мог сравниться с ней в понимании персонажа. Любопытно, что она оказалась старше Натальи Теняковой, сыгравшей её мать, бабу Шуру.

Претендентки на роль Нади: Л. Полищук и Н. Дорошина

Кстати, Наталья Тенякова и Сергей Юрский, сыгравшие пожилую пару, были супругами и в реальной жизни. Несмотря на свою интеллигентность, они блестяще перевоплотились в сельских жителей.

Н. Тенякова и С. Юрский жили в счастливом браке до смерти Сергея в 2019 году

Детали, создающие атмосферу: костюмы и грим

Костюмы для героев подбирали, стремясь к максимальной достоверности деревенского быта. Однако это вызвало недовольство цензоров, которые сочли такой образ «унизительным для колхозников». Гримёрам и костюмерам пришлось проявить изобретательность: чтобы состарить и сделать более «простецкими» Юрского и Тенякову, их одели в мешковатую одежду, скрывающую хорошую физическую форму, а Сергею Юрскому нанесли асимметричный грим для комического эффекта.

Стиль одежды брался с деревенских людей, живших там, где шли съёмки

В поисках идеальных декораций

Карелия вместо Сибири

Зрители всегда отмечали живописность мест в фильме. Съёмочная группа искала локации, которые бы передавали дух русской деревни и красоту природы. После долгих поисков по Подмосковью, Сибири и Байкалу Меньшов вспомнил о впечатляющих пейзажах Карелии. Его привлекло название города Медвежьегорск (из-за корня «-горск»), и выбор оказался идеальным: окрестности с лесами, рекой Кумсой и деревянными домами полностью соответствовали задумке.

К сожалению, в 2011 году этот домик сгорел, и на его месте был отстроен коттедж

Выбранную деревню быстро переделали под сибирское поселение: к дому героев достроили голубятню и веранду. Местные жители, не узнавая известных актёров под гримом, часто принимали их за настоящих пьяниц и с подозрением относились к съёмочной группе. Из-за своего вида Сергея Юрского даже не пустили в местную столовую.

Меньшов сознательно отошёл от реализма своей предыдущей работы «Москва слезам не верит» и добавил театральности, вдохновлённый пьесой. Интерьер дома Кузякиных был стилизован под сцену, а сам режиссёр появился в кадре в роли конферансье, «ломающего четвёртую стену».

Дом внутри был выложен досками и напоминал театральные подмостки

Съёмочные хитрости и рискованные эпизоды

Сложные планы и ледяная вода

Съёмки фильма были сопряжены с техническими сложностями. Например, начальная трёхминутная сцена с семьёй Кузякиных была снята одним дублем, без склеек.

Таким же образом снимали почти двухминутную сцену купания Васи с Раисой Захаровной (Людмила Гурченко). Чтобы герой мог вынырнуть без одежды, под водой дежурили водолазы, которые должны были быстро его раздеть. Это было опасное предприятие: в одном из дублей намокший галстук едва не задушил Михайлова, в другом он всплыл и забыл текст. Съёмки осложнялись тем, что действие происходило в ноябре в ледяной воде, а актёрам нужно было изображать летнюю жару.

Температура воды при съёмке этой сцены была 14°

Цирковой фокус вместо спецэффектов

Запоминающийся финальный эпизод с волшебным распусканием цветов на деревьях был создан без помощи компьютера. В СССР не было современных видеоредакторов, поэтому Меньшов пригласил циркового фокусника. К дереву прикрепили десять тростей с цветами, которые выскакивали, если дёрнуть за специальную нить. Риск был велик, но сцена снялась с первого раза, сработали семь из десяти механизмов, что полностью удовлетворило режиссёра.

Сцена также была забракована цензурой, но режиссёр настоял на ней

Битва с цензурой

Выпуск картины на экраны был омрачён жёсткой критикой со стороны советской цензуры. В 1984 году, после окончания съёмок, чиновники раскритиковали фильм за «лубочность» персонажей, излишнее употребление алкоголя в кадре и «унизительный» образ колхозников. Было приказано вырезать все «неугодные» сцены.

Сцена, где местный житель допивал все шесть кружек за героями, была обрезана

Меньшов отчаянно боролся за свою картину, но его временно отстранили от монтажа. Однако фильм без ключевых сцен и характерного юмора терял целостность, и режиссёру пришлось вернуться. В итоге ему удалось отстоять большую часть материала, но первоначальный двухсерийный формат пришлось сократить до одного полнометражного фильма.

Наследие и успех

Хотя съёмки завершились в 1984 году, в широкий прокат «Любовь и голуби» вышла только в 1985-м. Несмотря на все трудности и скепсис критиков, фильм стал невероятно популярным. Его успех доказал, что для создания шедевра не нужны дорогие спецэффекты — достаточно талантливой актёрской игры, душевной истории и умелой работы всей съёмочной группы. Эта картина навсегда осталась в сердцах зрителей как символ искренности, юмора и настоящих человеческих чувств.

Источник: https://video-editor.su/kak-snimali-lyubov-i-golubi.php

Больше интересных статей здесь: Отношения.

Источник статьи: «Любовь и голуби»: как проходили съемки комедии, покорившей сердца миллионов зрителей.