Почему Мережко отказался от авторства в фильме «Влюблен по собственному желанию», обогнавшем «Полеты во сне и наяву»

Эта культовая психологическая комедия рассказывает историю двух одиноких и разочарованных людей — спивающегося заводского рабочего в исполнении Олега Янковского и скромной библиотекарши, живущей с семьёй, которую сыграла Евгения Глушко. Их случайная встреча приводит к необычному соглашению: они решают попытаться влюбиться друг в друга с помощью специальных упражнений по самовнушению. Однако процесс оказывается куда сложнее и нелепее, чем они предполагали. В итоге, вопреки всем аутотренингам, между героями рождается настоящее чувство, продиктованное эмоциональной близостью и взаимным отчаянием.

Неожиданное происхождение сюжета

Интересно, что изначально режиссёр Сергей Микаэлян вовсе не планировал снимать историю о любви, которая в итоге так полюбилась зрителям. Будучи человеком строгим и погружённым в свой внутренний мир, он хотел рассказать о собственном многолетнем опыте работы над собой, о силе мысли, способной менять жизнь к лучшему. Первоначальный набросок сценария носил название «Сотвори себя сам», но работа над ним застопорилась.

Чтобы выйти из творческого тупика, Микаэлян привлёк известного сценариста Виктора Мережко. Тот внёс ключевые изменения: предложил раскрывать характеры героев через их закадровые монологи и добавил важную мысль о том, что персонажи преображаются не поодиночке, а помогая в этом друг другу.

Любопытно, что, несмотря на популярность аутотренингов в то время (сам Мережко в молодости увлекался психологическими практиками), эта тема впервые была поднята в советском кинематографе именно в этом фильме.

Цена анонимности: почему имя Мережко не попало в титры

Как позже признавался Виктор Иванович, после оглушительного успеха картины он сильно сожалел, что его имени не было в титрах. Причин было несколько. Во-первых, будучи одним из самых востребованных драматургов страны, он принципиально не хотел фигурировать в качестве соавтора. Во-вторых, он скептически относился к потенциальным кассовым сборам фильма.

Это скептическое отношение было не на пустом месте. В те же годы (1981-1982) параллельно снимались «Полёты во сне и наяву» Романа Балаяна, также с Олегом Янковским в главной роли. Авторские права на оригинальный сюжет этого фильма принадлежали исключительно Мережко, который в одиночку снабжал советских режиссёров успешными сценариями («Вас ожидает гражданка Никанорова», «Уходя – уходи», «Родня»).

Однако судьба распорядилась иначе.

Обратите внимание: Как правильно женщине добиться внимания от своего мужчины.

Фильм «Полёты во сне и наяву» подвергся жёсткой критике со стороны студийного руководства и государственных чиновников — его обвиняли в аморальном поведении героя и «антисоветском настроении». В результате картине дали лишь ограниченный прокат в провинциальных кинотеатрах.

Вследствие этого «Влюблён по собственному желанию» во время премьеры посмотрели около 25 миллионов зрителей, в то время как фильм Балаяна не стал кассовым хитом, хотя и получил признание критиков и статус одного из лучших образцов независимого кино.

Творческий вклад и последующие сожаления

Впоследствии Мережко выражал некоторую обиду на Микаэляна, считая, что тот забывал упомянуть о его, пожелавшем остаться инкогнито, соавторстве хотя бы в интервью. Однако, как выясняется, Виктор Иванович зря переживал. Практически во всех интервью режиссёра можно найти не только упоминания об их совместной работе, но и конкретные детали.

Например, Микаэлян рассказывал, что именно Мережко придумал проникновенный эпизод с поиском солдатской могилы и детально прописал сцену, в которой трогательная старушка неожиданно начинает петь старую песню. Более того, саму песню для этой сцены выбрал и исполнил также Виктор Иванович.

Драма, ставшая комедией

Ещё один интересный факт: самый успешный фильм в карьере Сергея Микаэляна, который большинство зрителей воспринимает как лирическую комедию или мелодраму, изначально задумывался как чистая драма.

Спустя годы режиссёр с лёгкой грустью говорил, что, вероятно, во время съёмок вся команда настолько «пересмешила» историю, что её главный, глубокий посыл стал восприниматься не всерьёз или ушёл на второй план.

Но именно благодаря этому юмору, тёплой атмосфере и всем остальным достоинствам фильм обрёл свою магию. Он заставляет зрителя поверить, что даже в самой сложной ситуации можно встретить родственную душу, которая поможет справиться с проблемами и изменить жизнь к лучшему.

Спасибо за внимание!

Больше интересных статей здесь: Отношения.

Источник статьи: Как В. Мережко отказался от своего имени к фильму про самовнушение, обогнавшего в прокате «Полеты во сне и наяву».